?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 February 2013 @ 09:00 am
Газопровод Дашава-Москва  
"Нефть и газ России. ХIХ-ХХ вв."
Схема газопровода Дашава-Киев-Москва. 1946 г.

http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/oil_f/66.shtml

Постановление СМ СССР № 348 от 15 февраля 1948 г. "О мероприятиях по обеспечению ввода в экплуатацию газопровода Дашава-Киев в 1948 году."



Постановление Совмина СССР от 15.08.1949 N 3466. О мероприятиях по обеспечению строительства первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва

Для обеспечения строительства первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Обязать Министерство нефтяной промышленности (т. Байбакова):
а) выполнить в 1949 году по строительству первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва работы на участке протяженностью 70 км, включая сооружения переходов через реки на этом участке, в том числе через реку Днепр.
Строительство первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва начать от станции Боярка Юго-Западной железной дороги и осуществлять его в направлении г. Брянска;
б) закончить изыскательские работы по трассе и составление технического проекта первой очереди газопровода к 20 декабря 1949 года;
в) представить в 10-дневный срок Госснабу СССР заявку на технологическое, энергетическое и прочее оборудование и материалы, потребные на 1950 год для строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва, а также для бурения газовых скважин;
г) довести объем разведочного бурения на газ в западных областях Украинской ССР с 30 тыс. метров в 1949 году до 50 тыс. метров в 1950 году.
2. Включить в титульный список сверхлимитного капитального строительства на 1949 год по Министерству нефтяной промышленности строительство газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва с объемом работ в ценах 1949 года 45 млн. рублей, в том числе строительно-монтажных работ 30 млн. рублей, без изменения установленного по Министерству нефтяной промышленности плана централизованных капитальных работ на 1949 год.
3. Обязать Министерство нефтяной промышленности (т. Байбакова) увеличить объем нижелимитных централизованных капиталовложений по строительству газовых промыслов объединения "Укргаз" (строительно-монтажные работы) на 5 млн. рублей без изменения установленного по Министерству нефтяной промышленности плана централизованных капитальных работ на 1949 год.
4. Разрешить Министерству нефтяной промышленности израсходовать в III - IV кварталах 1949 года сверх установленного плана один миллион рублей по нецентрализованным капиталовложениям на приобретение конторского оборудования, хозинвентаря и мебели для строительства и дирекции строящегося газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва без изменения годового плана нецентрализованных капиталовложений.
5. Обязать Министерство финансов СССР финансировать капитальные работы, предусмотренные в п. п. 2, 3 и 4 настоящего Постановления, за счет ассигнований на капитальное строительство, предусмотренных Министерству нефтяной промышленности по плану на 1949 год.
6. Поручить утверждение проектно-сметной документации по газопроводу Дашава - Киев - Брянск - Москва Министерству нефтяной промышленности (т. Байбакову).
7. Обязать Министерство тяжелого машиностроения (т. Казакова) изготовить и поставить Министерству нефтяной промышленности для строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва газомоторные компрессоры мощностью по 1000 лошадиных сил каждый: в 1949 году - два компрессора, в 1950 году - двадцать восемь компрессоров и в I квартале 1951 года - четыре компрессора.
8. Обязать Министерство связи (т. Псурцева) выполнить по договору с Министерством нефтяной промышленности своими силами, оборудованием и материалами проектные работы, сооружение линий и монтаж станционных устройств воздушной селекторной и междугородной связи на участке газопровода Киев - Брянск - Москва с вводом всех сооружений в эксплоатацию в IV квартале 1950 года.
Министерству нефтяной промышленности (т. Байбакову) выделить Министерству связи для производства указанных работ подсобную рабочую силу и автотранспорт.
9. Обязать Госснаб СССР предусмотреть в плане распределения на 1950 год выделение Министерству связи по его заявке материалов и оборудования, необходимых для сооружения линий и монтажа станционных устройств воздушной селекторной и междугородней связи на участке газопровода Киев - Брянск - Москва.
10. Обязать Министерство речного флота (т. Шашкова) выполнить по трассе газопровода на участке Киев - Брянск - Москва по договору с Министерством нефтяной промышленности и в согласованные с ним сроки строительно-монтажные работы по сооружению переходов газопроводов и прокладке телефонного кабеля при пересечении рек с шириной зеркала воды свыше 20 метров, в том числе построить в 1949 году подводную часть перехода через р. Днепр.
Госснабу СССР в декадный срок рассмотреть потребность на 1949 год Министерства речного флота в оборудовании и материалах, необходимых для выполнения работ по трассе газопровода на участке Киев - Брянск - Москва по сооружению переходов трубопроводов и прокладке телефонного кабеля при пересечении рек, в том числе через реку Днепр, и предложения по этому вопросу представить в Совет Министров СССР.
11. Разрешить Министерству нефтяной промышленности:
а) разделить Управление строительства газопровода Саратов - Москва на две строительные организации - трест "Мосгазпроводстрой" с местонахождением в г. Москве и трест "Саратовгазнефтепроводстрой" с местонахождением в г. Саратове;
б) увеличить действующий штат Главнефтепроводстроя Министерства нефтяной промышленности на 10 человек сверх штатных контингентов центрального аппарата Министерства нефтяной промышленности;
в) организовать дирекцию строящегося газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва с местонахождением в г. Москве;
г) в связи с увеличением объема работ пересмотреть штатное расписание объединения "Укргаз" и его строительно-монтажные конторы;
д) организовать при управлении строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва отдел рабочего снабжения.
12. Обязать Государственную штатную комиссию при Совете Министров СССР (т. Мехлиса) в двухнедельный срок рассмотреть и утвердить штатные расписания организаций, предусмотренных пунктом 11 настоящего Постановления, сверх штатных контингентов Министерства нефтяной промышленности.
13. Распространить на работников трестов "Мосгазпроводстрой" и "Саратовгазнефтепроводстрой" и их строительные, сварочно-монтажные и подсобные организации должностные оклады, установленные для работников Управления строительства газопровода Саратов - Москва.
14. Выделить дополнительно Министерству нефтяной промышленности для работников строительства первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва 20 персональных окладов, из них 4 оклада по четыре тысячи рублей.
15. Разрешить Министерству нефтяной промышленности произвести затраты на перебазирование треста "Саратовгазнефтепроводстрой" в размере 200 тыс. рублей за счет ассигнований на операционные расходы, предусмотренные по балансу доходов и расходов Министерства нефтяной промышленности на 1949 год.
16. Обязать Киевский облисполком (т. Олейник), Брянский облисполком (т. Староторжского), Калужский облисполком (т. Симонова), Московский облисполком (т. Бурыличева) и Мосгорисполком (т. Селиванова):
а) произвести отвод земель по трассе газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва на период строительства в полосе шириной 20 метров, с отчуждением после окончания строительства полосы шириной 10 метров, а также под строительство сооружений на трассе, жилья и компрессорных станций, разрешив производство строительно-монтажных работ, с последующим оформлением отчуждения земель в установленном порядке;
б) обеспечить в первоочередном порядке строительство газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва кирпичом и другими местными строительными материалами;
в) оказать содействие трестам "Мосгазопроводстрой" и "Укргазнефтестрой" и дирекции строящегося газопровода в обеспечении жилой площадью рабочих и инженерно-технических работников, занятых на строительстве газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва, а также в выделении в населенных пунктах по трассе газопровода зданий для размещения строительных предприятий, складов и баз;
г) обеспечить в 1949 - 1951 гг. восстановление и содержание в исправном состоянии шоссейных дорог областного и районного значения, проходящих вдоль трассы газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва.
17. Разрешить Министерству нефтяной промышленности:
а) включить в генеральную смету строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва расходы на строительство и содержание временной телефонной, телеграфной и радиосвязи до ввода в эксплоатацию постоянной селекторной связи газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва;
б) включить в генеральную смету строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва расходы строительных организаций по аренде и приспособлению для нужд строительства и дирекции строящегося газопровода существующих зданий и сооружений;
в) включить в генеральную смету строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва затраты на перевозку рабочих к месту работ на расстояние свыше 3 километров, ассигнования на расходы по перебазированию на строительство газопровода механизмов, оборудования, транспортных средств и кадров по сметам, согласованным с Промбанком, без включения этих сумм в объем выполненных работ;
г) производить до 1 января 1950 года финансирование строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва по утвержденному проектному заданию и единичным расценкам, применяемым на строительстве газопровода Дашава - Киев, в ценах 1949 года;
д) использовать для строительства газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва оборудование, оставшееся от строительства газопровода Дашава - Киев;
е) применять на строительстве газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва прогрессивно-сдельную систему оплаты труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, установленную Постановлением Совета Министров СССР от 15 февраля 1948 г. N 348, для строительства газопровода Дашава - Киев;
ж) разрешить Министерству нефтяной промышленности заселить своими работниками 50 комнат, из числа освобождаемых работниками Министерства нефтяной промышленности и его предприятий в домах Мосгорисполкома, в связи с их переездом на другое местожительство.
18. Обязать Министерство нефтяной промышленности (т. Байбакова), Министерство тяжелого машиностроения (т. Казакова) и Министерство электропромышленности (т. Кабанова) в месячный срок представить в Совет Министров СССР предложения об изготовлении для газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва 8 газомоторных электростанций мощностью 600 л.с. каждая, комплектно с электрогенераторами и щитом управления, из них 2 в 1950 году и 6 в 1951 году.
19. Утвердить:
а) мероприятия по материально-техническому обеспечению строительства первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва согласно приложению N 1 (не приводится);
б) мероприятия по обеспечению производства газомоторных компрессоров для строительства первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск - Москва согласно приложению N 2 (не приводится).

Председатель
Совета Министров Союза ССР
И.СТАЛИН

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.ПОМАЗНЕВ



Дашава — посёлок городского типа Стрыйского района Львовской области Украина.
ПГТ с 1948. Население 2336 человек (2001)

Расположен у подножья Карпат. Находится на расстоянии около 12 км от районного центра — города Стрый, в 6 км от железнодорожной станции Ходовичи (линия Львов — Ивано-Франковск). Через посёлок проходит автотрасса Стрый — Галич. Дашава упоминается в письменных источниках с 1448 года.

В начале ХХ века здесь было обнаружено месторождение природного газа. 18 апреля 1921 года в Дашаве была запущена первая газовая скважина. В 1922 году построен газопровод Дашава—Стрый протяжённостью 14 км. В 1929 году прокладывается газопровод длиной 68 км до Львова.
В советский период посёлок стал центром газовой индустрии Украины, тогда были проведены газопроводы: Дашава — Киев (1946—1948 — на то время самый мощный газопровод в Европе), Дашава — Москва (1951, 1300 км). В 1950-х — 1970-х годах были построены газопровоы Дашава — Минск — Вильнюс — Рига и другие.

Максимальная пропускная способность газопроводов — 5 млн м³ газа в сутки — была достигнута в 1959 году с пуском компрессорных станций в Тернополе, Красилове, Бердичеве и Боярке.



Центральный государственный архив научно-технической документации Украины

Выставки on-line / Газотранспортные пути Россия - Украина - Европа: проекты газопроводов в ЦГНТА Украины

Газопровод Дашава - Киев. Проектное задание. Паспорт проекта. Главная компрессорная станция. Разрез.


Газопровод Дашава - Киев. Проектное задание. Паспорт проекта. Газораспределительная станция. Перспектива


Газопровод Дашава - Киев. Проектное задание. Паспорт проекта. Газораспределительная станция. Разрез



65-летняя история «Киевгаза» неразрывно связана с газификацией Киева. В 1945 году Совет Министров СССР издал постановление о газификации украинской столицы в рамках большого проекта построения магистрального междугородного газопровода «Дашава - Киев». На исполнение этого постановления уже в 1946 году Совет Министров УССР создал трест «Киевгаз». В это время в Киеве начали работать конторы по эксплуатации и строительно-монтажным работам для строительства городских газораспределительных сетей и внутридомовой газификации. Собственно, это и стало началом развития столичной системы газоснабжения

Чтобы максимально задействовать киевлян во «всенародном строительстве газопроводов, местные власти развернули масштабную информационную кампанию: рассказывали о газификации через прессу, доски объявлений и витрины магазинов, во время массовых мероприятий.

В августе 1947 года работа по проектированию газового хозяйства активизировалась. Буквально в течение года в Киеве было построено почти 75 км уличных газопроводов и около 65 км ответвлений к жилым домам, коммунально-бытовым и промышленным объектам. А уже в сентябре 1948 года в домах киевлян запылали голубые огоньки. Первыми газ в свои дома получили жители, так называемого, дома Морозова на пересечении улиц Владимирской и Льва Толстого.

На то время трест «Киевгаз» включал в свой состав межрайонные хозрасчетные производственно-эксплуатационные конторы, службы газопроводов высокого давления, аварийную службу, автобазу и мастерские по ремонту газового оборудования. Коллектив треста насчитывал 120 рабочих и инженерно-технических сотрудников.

В общем 1948 год считается началом развития всей газотранспортной системы Украины, ведь газопровод «Дашава-Киев» тогда был самым мощным в Европе - его пропускная способность составляла около 2 млрд. куб. метров газа в год. В 1951 году газопровод продлили из Киева через Брянск до Москвы.

В июне 1950 года трест «Киевгаз» было переименовано в Управление газового хозяйства г. Киева, в 1975 году реорганизовалось в производственное объединение (ПО) «Киевгаз». В августе того же года для сосредоточения управления газобытовыми предприятиями и организациями в рамках единой республиканской организации было создано объединение «Укргаз», которому подчинился и «Киевгаз».

Основателями «Киевгаза» в период его создания и становления были Владимир Моисеевич Пенек, Ефим Григорьевич Флейшмахер и Владимир Федорович Шевченко.
http://www.kyivgaz.ua/ru/o-kievgaze/istoriya.html



1948 год – год окончания строительства первого крупного газопровода «Дашава-Киев» диаметром 500 мм с рабочим давлением 5,5 МПа принято считать началом развития газотранспортной системы Украины.
Бурное развитие газотранспортной системы приходится на середину 60-х годов. После ввода в эксплуатацию в 1967 году магистрального газопровода «Долина-Ужгород-Государственная граница» началась подача украинского, а потом российского газа в страны Центральной и Западной Европы. Это стало началом функционирования крупнейшего до сегодняшнего времени коридора по транзиту российского газа, а Украина стала одной из крупнейших транзитных стран.
http://www.utg.ua/ru/company/history/

Введенный в эксплуатацию в 1946-м магистральный газопровод Саратов–Москва из труб диаметром 325 мм и протяженностью 800 км явился первым в своем классе. Затем были построены крупнейшие магистрали: Дашава–Киев–Москва (1300 км).Наиболее крупными газотранспортными системами СССР шестидесятых годов были система Средняя Азия – Центр из труб диаметром 1020 и 1220 мм общей протяженностью около 5500 км и пропускной способностью 25 млрд. куб. м в год; экспортный газопровод «Союз» длиной 2750 км, а в 1984 году был сооружен наибольший по протяженности в мире газопровод Западная Сибирь – Франция. К 1950 году из 85 млрд. куб. м промышленных запасов (разведанных и освоенных) СССР на Украину приходилось 35 млрд. куб. м, на РСФСР – 42 млрд. куб. м.

С годами темпы трубопроводного строительства резко повысились. Так, газопровод Саратов–Москва строился 2,5 года, Дашава–Киев – 2 года; первая очередь газопровода Бухара–Урал протяженностью 2200 км с диаметром труб 1020 мм была построена в течение 2 лет, а первая очередь газопровода Средняя Азия – Центр протяженностью более 2700 км с диаметром труб 1020 мм сооружена за 1,5 года.

Наиболее известен газопровод Уренгой–Помары–Ужгород, который был построен в 1983 году. Протяженность этого магистрального газопровода – 4451 км, 1160 км которого проходят по территории Украины. Мощность его – 27,9 млрд. куб. м газа в год (проектная мощность – 32 млрд. куб. м в год). На трассе газопровода находятся девять компрессорных станций.

Общая протяженность магистральных газопроводов в СССР к 1970 году достигла 70 тыс. км. Мощные магистральные газопроводы экономически высоко эффективны, поэтому тенденция была направлена на увеличение их диаметра. Если к 1968 году максимальный диаметр труб, применяемый в США, составлял 1067 мм, в СССР – 1420 мм, средний диаметр в СССР 674 мм, в США – 410 мм. Строительство мощных газопроводов потребовало организации газовых промыслов с ежегодной добычей газа 50–100 млрд. куб. м. Суточная производительность скважины составляла 2–3 млн. куб. м.

Общая протяженность газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км, из них 246,1 тыс. км – распределительные сети и 37,1 тыс. км – магистральные трубопроводы, в том числе 14 тыс. км – трубопроводы крупнейшего диаметра (1020–1420 мм). Система объединяет 72 компрессионные станции (122 компрессорных цеха) и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе после России активным объемом газа – более 32 млрд. куб. м, или 21,3% от общеевропейской активной емкости. Украинские газопроводы соединены с магистральными сетями всех сопредельных государств: России, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Польши, Венгрии и Словакии. Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд. куб. м в год, на выходе – 175 млрд. куб. м. Через систему газопроводов Украины осуществляется транзит российского газа в страны Европы, а также в южные регионы России. В 2007 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 120 млрд. куб. м российского газа.
http://mikle1.livejournal.com/322258.html






В 1951 г. в Предкарпатье добывали 42,2%, в 1957 г. - 26,4%, в 1965 г. - около 10% газа Советского Союза. В 1965 г. добыча газового топлива на западе Украины составлял около 19 млрд. м3. В 1960-е годы газовая промышленность начала интенсивно развиваться в пределах Днепровско-Донецкой впадины.


http://iv-g.livejournal.com/646993.html
 
 
 
proekt_gaz: газификацияproekt_gaz on October 26th, 2013 05:37 pm (UTC)
Эх, где же ты теперь - Советский Союз!!!
(Anonymous) on January 5th, 2016 06:18 pm (UTC)
В 2015 охранную зону газопровода (10м) распахали, опоры телефонной связи убраны полностью, где лежит труба газопровода знает только старшее поколение. Если вдруг какая-либо авария- пипец полный, дорога вдоль газопровода-распаханное поле да ямы в пояс с самосейкой. Контроля со стороны государства-0, при Союзе за такое- тюрьма в лучшем случае.
avro_liveavro_live on March 13th, 2017 02:15 pm (UTC)
Вот откуда появились в СССР рейсы (скорее всего, вахтовые) типа Ноябрьск - Ивано-Франковск. Спасибо за экскурс.
(Anonymous) on June 23rd, 2017 07:32 pm (UTC)
"7 апреля 1942 года Иосиф Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны № 1563с о строительстве первого магистрального газопровода СССР Бугуруслан-Куйбышев".
...
"15 сентября 1943 года магистральный газопровод Бугуруслан-Куйбышев был сдан в эксплуатацию. Теперь это – дата основания исторически первого газотранспортного предприятия страны ООО «Газпром трансгаз Самара»".