?

Log in

No account? Create an account
 
 
17 June 2014 @ 09:00 am
spydell: Сравнение показателей эффективности бизнеса  
Сравнение показателей эффективности бизнеса

Один из важнейших показателей бизнеса – отдача на капитал. Фактически, для мажоритарных акционеров именно этот параметр имеет ключевое значение. В долгосрочной перспективе отдача на капитал для бизнеса не может быть ниже низкорисковых вложений в финансовые инструменты. Например, если долгосрочная рентабельность капитала бизнеса ниже ставок по депозитам или облигациям, то для собственника продолжение ведения бизнеса теряет всякий смысл. Допустим, ставки по депозитам 8-10% на 3 года, то любой бизнес, который будет приносить 10-12% на капитал является малоперспективным, т.к. все же стоит учитывать, что риски ведения бизнеса во много раз выше, чем вложения в гос.облигации или на депозит в крупный банк + к этому дополнительные отчисления из прибыли на поддержания операционной деятельности.

Грубо говоря, перспективность бизнеса оценивается, как ставки по низкорисковым вложениям (гос.облигации или депозиты в крупных банках) + премия за риск, учитывая высокую волатильность прибыли у компаний и целый спектр рисков (корпоративные, экономические, финансовые, политические риски и даже природные факторы).
Сравнивая компании по разным странам можно выделить такую закономерность. Исторически так сложилось, что японские компании являются наименее прибыльным вне зависимости от конъюнктуры при прочих равных условиях. Т.е. будь сейчас экономический рост, стагнация или кризис, японские компании почти всегда будут иметь более низкую рентабельность, чем американские и европейские корпорации.



Все японские компании из нефин.сектора имеют рентабельность капитала немногим больше 5% - это в ТРИ (!) раза меньше, чем в США и Великобритании, которые работают с 15.5% рентабельностью капитала. Европейские компании работают хуже американских во всех секторах. По всем компаниям Еврозоны рентабельность капитала около 10%. Пока ставки ЦБ на нуле, денежные и облигационные рынки ничего не приносят, то даже японские 5% отдачи на капитал обеспечивают приемлемый положительный спрэд.

Наиболее слабые сектора для европейских компаний – это промышленность для коммерческих нужд (Industrials) и распределение электричества, тепла, газа и воды (Utilities). Наилучший сектор – это производство товаров потребительского назначения (Consumer Goods). В США наилучшее положение в технологическом секторе (свыше 20% отдача на капитал), а наихудшее в телекомах (чуть более 10%).

С чистой маржей диспозиция аналогичная.



Япония вне конкуренции – всего 2.5% чистая маржа, так низко ни у кого нет среди крупных стран. Ну разве что убыточная Италия рядом. Высокомаржинальные - традиционно американские и английские компании. Чистая предельная маржа прибыли колеблется около 7.5-8% при максимально возможной выборке компаний из США и Англии в лучшие годы. Для лидеров обычно 9-10%. Т.е. это некий порог, превзойти который в макромасштабе почти невозможно. Отдельные компании безусловно, но если консолидировать все, то стабильно выше 8.5% не бывает.

Здесь еще любопытно, что технологические компании в среднем в 3-4 раза более маржинальные, чем из сферы услуг потреб.назначения (транспорт, медиа, ритейл всех видов и так далее). Также достаточно низкомаржинальный сырьевого сектор (добыча и обработка металлов, химия). Фармацевтические и технологические компании обычно имеют маржу прибыли в 1.5-3 раза выше, чем в среднем по экономике для всех стран.

Тоже самое, но в таблице и с более широкой выборкой стран. Особо выделяется в хлам убыточная Италия. Испанию вытягивают телекомы. Япония традиционно по нулям работает. Германия и Франция плюс-минус на уровне в пользу Германии, но по меркам США и Англии в два раза хуже почти что везде. Австралия, Канада, Нидерланды сырьевые страны и зависят целиком и полностью от цен на комодитиз.





Также интересно, как распределена выручка по секторам.





На гистограмме выручка в % от совокупной выручки для всех компаний выбранной страны.





Т.е. например, в Японии компании, производящие промышленное оборудование коммерческого назначения занимают 27.5% в общей выручке всех японских компаний. По гистограмме видно, какой сектор развит сильнее остальных, так называемая отраслевая специализация стран. В США явно доминируют «потреб.услуги», «здравоохранение» и «техносектор» по сравнению с конкурирующими странами. В Японии сильно развита промышленность, как коммерческого назначения, так и потребительского. В Еврозоне несколько избыточно представлены компании из распределения электричества, тепла, газа и воды (в 3.5 раза больше доля, чем в США). Канада и Австралия имеют свыше 40% сырьевые сектора (нефть и газ + металлы и химия) в общей выручке.

Техносектор среди представленных стран развит у США и Японии. В США при 10% вклада техносектора в выручке, по прибыли вклад 18.5%! В Еврозоне почти ничего. В Швейцарии упор на фармацевтику и высокоточную промышленность. Нидерланды – нефтегазовая страна.