iv_g (iv_g) wrote,
iv_g
iv_g

rbc.ru: Нефтяники испугались налогового маневра

Нефтяные компании настаивают на корректировке налогового маневра из-за снижения цен на нефть и девальвации рубля

И снова о маневре
По официальному сообщению Минэнерго, министр Александр Новак провел совещание с руководством нефтегазовых компаний по вопросам развития отрасли в 2015 году. Большинство компаний представляли первые лица, «Газпром», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ делегировали вице-президентов Валерия Голубева, Ларису Каланду и Равиля Маганова. Речь шла о снижении цен на нефть, будущем инвестиционных проектов, их финансировании, качестве нефти и прогнозах по объемам ее добычи. Не забыли и тему налогового маневра.

Каланда предложила министру поддержать отмену налогового маневра, однако, как тогда менять систему сборов с нефти и нефтепродуктов, представитель «Роснефти» не озвучила, рассказали РБК два участника встречи. Ранее президент компании Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предлагал отменить действие налогового маневра.

«Налоговый маневр представляет собой экономическую модель, при действии которой становится выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты, а поставки на внутренний рынок становятся убыточными. Из-за постоянно меняющихся экономических параметров сложно просчитать его влияние на текущие и будущие проекты, – передал РБК идеи письма вице-президент компании Михаил Леонтьев. – Однако уже сейчас понятно, что он ставит под угрозу проекты модернизации и строительства новых НПЗ. А в среднесрочной перспективе это грозит повышением цен на автомобильное топливо внутри России или же, если цены будут регулироваться, дефицитом бензина и последующим реактивным скачком цен на него». Вчера представитель «Роснефти» не стал ничего добавлять к сказанному ранее.

По расчетам, приведенным одним из участников совещания, при ценах на нефть в $50 за баррель и ниже эффективность налогового маневра для бизнеса стремится к нулю: вместо прибыли, которую надо вложить в геологоразведку, компании получают убыток $10 с каждой добытой тонны сырья. Это вызвано не только падением котировок на сырье, но и сокращением льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В рамках налогового маневра нулевой НДПИ остался только для сверхвязкой нефти (вязкостью от 10 тыс. мПа и выше).

Другие участники совещания были менее категоричны в своих суждениях, чем «Роснефть», но у каждого нашелся аргумент в пользу корректировки налогового маневра. «Однако отменять его больше никто не предлагал», – утверждает один из участников встречи с министром в пятницу. Официальные представители нефтяных компаний ход совещания не комментировали. В Минэнерго отказались от дополнительных комментариев по темам пятничной встречи
- -
О налоговом маневре
Налоговый маневр, который сейчас уже закреплен в законодательстве, я считаю сбалансированным. Он создает комфортные условия как для бюджета, так и для компаний на последующие годы. Если бы мы его не провели, формально бюджет заработал бы больше. Но что произошло бы в реальности? Существенно снизились бы объемы производства — компании просто не выдержали бы ту нагрузку, которая предусматривалась ранее действовавшей налоговой системой. (Интервью газете «Ведомости» 22.12.14) Аркадий Дворкович,вице-премьер
- -
И снова о Евро-3
Министру Новаку назвали несколько шагов, которые вернут компаниям рентабельность, не меняя налоговый маневр по сути.

При определении коэффициента Кц (отражает динамику мировых цен на нефть) в формуле НДПИ предложено повысить точку отсечения (цену, ниже которой применяется нулевая ставка, в настоящее время $15 за баррель) или установить дифференцированную шкалу ставки НДПИ при цене нефти выше $15 за баррель. Тогда при снижении цен на нефть ставка налога будет равномерно уменьшаться и расти, если сырье будет дорожать.

Если чиновники не согласны на такие правки, то нефтяные компании предлагают им поправить формулу расчета экспортной пошлины на нефть. Ее также можно сделать разной для дешевой и дорогой нефти: при снижении котировок ставка экспортной пошлины должна пропорционально снижаться. В пятницу было предложено установить отдельный коэффициент экспортной пошлины в зависимости от цены на нефть в коридоре $35–65 за баррель (сейчас это 42%).

Второй блок предложений касается рынка бензина. «Надо сделать явной разницу в ставках акцизов на топливо разного экологического класса: текущий вариант маневра, когда акцизы на бензин Евро-4 и Евро-5 равноценны, лишает компании стимула переходить на выпуск Евро-5», – рассказал РБК участник совещания. По его словам, было предложено понизить акциз на Евро-5 и повысить на Евро-4 так, чтобы дифференциация по бензину составляла не менее 3100 руб. с тонны, по дизельному топливу – 700 руб. (ранее этот вариант предлагал Минфин, называя его «промежуточным»).

Кроме того, несмотря на запрет продажи топлива класса Евро-3 в России, формально производить его не запрещено, например для экспорта. Поэтому акциз на Евро-3 предлагается сделать кратно выше, чем для Евро-4 и Евро-5. Такой сценарий выгоден ЛУКОЙЛу, «Газпром нефти» и «Башнефти», у которых доля Евро-5 в производстве наибольшая. Однако ряд заводов «Роснефти» продолжают производить Евро-3, ей это предложение невыгодно.
- -
Сернистая нефть и труба «Транснефти»
Еще один вопрос, который поднимался на встрече с министром энергетики, – вопрос качества нефти и выделения ее отдельного сернистого потока. ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» поддержали эту идею, выразив готовность продать несколько танкеров нефти с высоким содержанием серы (2,3%), чтобы проверить спрос на нее и исследовать возможность появления нового бенчмарка. Против по‑прежнему «Татнефть» и «Башнефть».

Также глава «Транснефти» Николай Токарев озвучил необходимость заморозки запуска трубопровода Куюмба – Тайшет: трубопровод введут лишь в 2018 году, хотя построен он будет уже в 2016 году. Нефтяные компании не смогут в срок заполнить его нефтью: график запуска месторождений сдвигается. Из-за экономической ситуации расходы «Транснефти» по консервации трубы нуждаются в компенсации со стороны виновных в простое трубы нефтяных компаний. Эта тема обсуждалась в четверг на совещании у Аркадия Дворковича, сообщил РБК источник в «Транснефти».
- -
Эти предложения не останутся в Минэнерго, они предложены в качестве тем для обсуждения на президентской комиссии по ТЭКу (запланирована на вторую половину февраля), рассказал близкий к РСПП источник РБК.

Минфин выступает против редактирования и тем более отмены налогового маневра. «С нашей точки зрения, даже обсуждать возможность каких‑либо изменений в маневре преждевременно», – говорил РБК ранее директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Илья Трунин.​

- -
Как рассчитывается экспортная пошлина В настоящее время ставка экспортной пошлины рассчитывается следующим образом:
∙при цене (Х) менее 109,5 $/т равна нулю;
∙при цене между 109,5 и 146 $/т – 35%·(Х – 109,5);
∙при цене между 146 и 182,5 $/т – 12,78 + 45% · (Х – 146);
∙при цене более 182,5 $/т – 29,2 + 42% · (Х – 182,5).

Предлагается установить дополнительные точки отсечения по экспортной пошлине, например, в следующих диапазонах: 255,5, 328,5 и 474,4 $/т – и установить для каждого ценового отрезка отдельный коэффициент, выраженный в процентах (в настоящий момент – 42%). Источник: рабочие материалы к совещанию в Минэнерго 30 января.
- -
http://top.rbc.ru/business/02/02/2015/54ce15f49a7947825cf2696d
Tags: Россия, налоги, нефть добыча, правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments