?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 May 2010 @ 08:55 am
Восточная Сибирь и Якутия: запасы, добыча, перспективы  
Ход реализации программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)
http://www.geo-strategy.ru/publication_7.htm

Длительное время освоение ресурсов углеводородов (УВ) Сибирской платформы сдерживалось нерешенностью ряда проблем. Рассматриваемая территория характеризуется большой удаленностью от рынков сбыта, отсутствием производственной и транспортной инфраструктур, суровыми природными условиями, низкой степенью изученности ресурсной базы. Основной объем запасов и ресурсов нефти и газа находится в нераспределенном фонде недр. Многочисленные расчеты показывают, что в этих условиях их эффективное освоение возможно только в рамках единой федеральной государственной программы, обеспечивающей комплексное решение всех ключевых задач: лицензирования недр, проведения ГРР для подготовки сырьевой базы, организации добычи и переработки нефти и газа, создания производственной и социальной инфраструктур, строительства трубопроводной системы для транспортировки нефти и газа на внутренний и внешний рынки и др. На настоящий момент разработка такой комплексной программы по-прежнему остается актуальной.

В то же время важнейшие шаги в направлении освоения УВ-ресурсов Сибирской платформы сделаны. В 2004 г. Правительство РФ приняло решение о проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий Океан" (ВСТО) в направлении рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) общей мощностью до 80 млн т нефти в год и разработке программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений УВ Восточной Сибири и Дальнего Востока (Распоряжение Правительства РФ №1737-р от 31.12.2004 г.).

В апреле 2006 г. начато строительство первой очереди нефтепроводной системы ВСТО – "Тайшет – Сковородино" протяженностью 2757 км и мощностью 30 млн т нефти в год.

К настоящему времени уже проложено 1000 км трассы. В соответствии с проектом строительно-монтажные работы первой очереди будут завершены к концу 2008 г., что позволит начать поставки нефти на экспорт в страны АТР комбинированным трубопроводно-железнодорожным транспортом. По данным ОАО "АК "Транснефть" общая протяженность трассы ВСТО составит свыше 4770 км, конечным пунктом будет новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае.

Вторая очередь проекта предусматривает строительство нефтепровода мощностью 50 млн т нефти в год от Сковородино до Козьмино, увеличение пропускной способности системы до 80 млн т нефти в год.

Загрузку трубопроводной системы ВСТО на первом этапе планируется осуществлять за счет поставок нефти восточно-сибирских и западно-сибирских месторождений после выхода системы на проектную мощность – в основном за счет восточно-сибирских месторождений (таблица).

Объемы поставок нефти по трубопроводной системе ВСТО


Схема трубопроводной системы ВСТО и сырьевая база для ее наполнения показаны на рис. 1. Для обеспечения запланированного объема поставок нефти необходимо вовлечение в освоение нефтегазоносных территорий, прилегающих к системе ВСТО на юге Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), а также к системе действующих нефтепроводов от Западной Сибири до Иркутска (Александрово-Устьтымский район на юго-востоке Западной Сибири). Для существенного снижения рисков, сопутствующих строительству нефтепровода, и повышения надежности ресурсной базы целесообразно также учитывать прогнозные объемы добычи нефти в пределах Большехетской зоны Восточной Сибири. В настоящее время существуют одобренные ОАО "НК "Роснефть" предложения по строительству трубопроводов в южном направлении от Большехетской зоны (Ванкорское месторождение) с последующим интегрированием их в систему ВСТО.


Для подготовки сырьевой базы нефтегазодобычи Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), обеспечения необходимых объемов добычи нефти и загрузки системы ВСТО разработана, утверждена (приказом Министра природных ресурсов РФ № 219 от 29.07.2005 г.) и реализуется "Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений УВ Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)" (далее – Программа). Разработчики Программы – МПР России, Роснедра, ФГУП "СНИИГГиМС".

В Программе обоснованы основные показатели процесса подготовки запасов, добычи и транспортировки нефти и газа, эффективность различных сценариев этого процесса, а также программа лицензирования недр на период до 2020 г.

Ожидаемые конечные результаты:
- опережающее воспроизводство минерально-сырьевой базы УВ Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия);
- обеспечение годовых объемов добычи нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) на уровне 56 млн т к 2020 г. и до 80 млн т к 2025 г., природного газа – 86-88 млрд м3 к 2020 г.


Запасы и ресурсы нефти и газа
В соответствии с оценкой по состоянию на 01.01.2006 г. общий объем извлекаемых запасов нефти категорий А+В+С1+С2 по южным территориям Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) – районам, примыкающим к трубопроводу ВСТО, составляет 1168,8 млн т, в том числе в Красноярском крае (на территории Эвенкийского района) – 603,4 млн т, Иркутской области – 235,6 млн т, Республике Саха (Якутия) – 329,8 млн т. Суммарные извлекаемые запасы нефти категории С1 при этом оцениваются в объеме 538,4 млн т, С2 - 630,4 млн т (рис. 2).


Оцененные ресурсы нефти во много раз превосходят имеющиеся запасы – объем извлекаемых ресурсов нефти категорий С3 и Д1 составляет 4751,1 млн т, в том числе: в Красноярском крае (включая Эвенкийский район) – 2282,8 млн т, Иркутской области – 2025,0 млн т, Республике Саха (Якутия) – 443,3 млн т.

Большая часть запасов и значительная часть ресурсов нефти сосредоточена в зонах первоочередного освоения, территориально прилегающих к крупным разведанным месторождениям, которые могут послужить основой (базой) для освоения запасов и ресурсов УВ. В качестве базовых Программой рассматриваются следующие месторождения: Куюмбинское нефтегазоконденсатное, Юрубчено-Тохомское газоконденсатонефтяное, Верхнечонское газоконденсатонефтяное, Талаканское газонефтяное. Общий объем извлекаемых запасов категории С1 по этим месторождениям оценивается на уровне 392 млн т, категории С2 – 521,9 млн т. К базовым прилегают более мелкие месторождения-спутники (Вакунайское, Даниловское, Тымпучиканское, Алинское, Чаяндинское, Среднеботуобинское, Тас-Юряхское, Иреляхское, Маччобинское, Станахское, Мирнинское, Иктехское, Верхневилючанское, Марковское, Ярактинское, Дулисьминское, Пилюдинское, Собинское, Пайгинское).

Объем балансовых запасов природного газа категорий А+В+С1+С2 составляет 7690,7 млрд м3, в том числе в Красноярском крае (без Туруханского, Эвенкийского и Таймырского районов) – 122,8 млрд м3, Эвенкийском районе – 1063,7 млрд м3, Иркутской области – 4025,6 млрд м3, Республике Саха (Якутия) – 2478,6 млрд м3 (рис. 3).


Территориальное положение основных месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и степень их подготовленности таковы, что позволяют на данный момент выделить 2 основных перспективных центра нефтедобычи (Талаканско-Верхнечонский и Юрубчено-Куюмбинский) и 3 перспективных центра газодобычи (Ковыктинский, Чаяндинский и Ангарский). Освоение ресурсного потенциала этих центров обеспечивает основной вклад в выполнение мероприятий Программы.

Прогноз прироста запасов промышленных категорий и добычи нефти и газа
В соответствии с Программой планируемый прирост запасов нефти категории С1 по южным территориям Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) к 2020 г. должен составить около 1794,6 млн т, в том числе за счет запасов категории С2 базовых месторождений – 365,4 млн т, за счет запасов категории С2 месторождений-спутников – 75,9 млн т, прирост ресурсов категорий С3+Д1 – 1353,3 млн т. За пределами 2020 г. прирост запасов нефти промышленных категорий будет осуществляться в основном за счет ресурсов категорий С3 и Д1. К 2030 г. общий прирост запасов нефти промышленных категорий составит около 2100 млн т.

При своевременном выполнении мероприятий Программы по подготовке сырьевой базы нефтедобычи разработка базовых месторождений позволит к 2020 г. обеспечить годовую добычу нефти на уровне 36 млн т, месторождений-спутников – 6,3 млн т. Вовлечение в освоение ресурсов нефти категорий С3 и Д1 южных территорий Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) позволит увеличить суммарную годовую добычу к 2020 г. до 56 млн т, к 2025 г. – до 73 млн т.

Наращивание в перспективе сырьевой базы и последующей добычи нефти возможно также за счет нелокализованных прогнозных ресурсов УВ категорий Д1+Д2 новых, перспективных на нефть и газ территорий, расположенных севернее рассматриваемых в Программе. По оценкам СНИИГГиМСа прирост запасов нефти промышленных категорий по северным территориям Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) к 2030 г. может составить около 1064,7 млн т. Освоение ресурсного потенциала этих территорий позволит довести к 2025 г. годовой уровень добычи нефти до 80 млн т и поддерживать его в течение длительного времени (рис. 4).


В июне 2007 г. Правительством РФ утверждена разработанная ОАО "Газпром" "Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки КНР и других стран АТР". В соответствии с этой программой годовой объем добычи природного газа к 2020 г. может составить около 88 млрд м3. Необходимый для обеспечения рекомендуемого варианта развития добычи газа прирост его запасов до 2030 г. предполагается в следующих объемах:Подготовка сырьевой базы газодобычи регулируется "Программой геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)".

В соответствии с ней прирост запасов природного газа будет осуществляться за счет проведения ГРР, направленных на выявление нефтяных залежей, т.е. подготовку газоносных объектов предполагается проводить параллельно с подготовкой нефтяных объектов.
- в Красноярском крае (включая Эвенкийский район) – 2550 млрд м3;
- Иркутской области – 1500 млрд м3;
- Республике Саха (Якутия) – 800 млрд м3.


Для достижения планируемых объемов добычи нефти и газа Программой предусмотрены интенсивные меры по организации процесса недропользования и наращиванию сырьевой базы, в частности:
- ускорение процесса лицензирования недр Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия);
- последовательное увеличение объемов ГРР за счет средств государственного бюджета на участках нераспределенного фонда недр для повышения их изученности и инвестиционной привлекательности для последующего лицензирования;
- ускоренное наращивание объемов сейсморазведочных работ и поисково-разведочного бурения за счет средств недропользователей на участках распределенного фонда недр.

Лицензирование участков недр
Размещение действующих лицензионных участков по состоянию на 01.05.2005 г. (на начало действия Программы) по видам лицензий (НР, НЭ и НП) в пределах Сибирской платформы характеризовалось крайней неравномерностью относительно всей площади перспективных территорий. Границы площадей по уже выданным к этому времени лицензиям не всегда отвечали оптимальному распределению ГРР в пределах перспективных структур и зачастую отражали потребности недропользователей в облегченных условиях эксплуатации уже открытых залежей для местных нужд при минимуме объемов ГРР. При этом за 2004 г. отмечались некоторые позитивные изменения. Число выданных поисковых лицензий (НП) с конца 2002 г. по декабрь 2004 г. в целом по Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) выросло с 22 до 39 (в том числе 26 – по южным территориям), в каждом из субъектов РФ также отмечался небольшой рост их числа. В процентном соотношении доля НП в общем объеме действующих лицензий выросла за 2 года с 29 до 51,5 % (46,4 % – по южным территориям). Площадь участков с НП южных территорий Сибирской платформы на 01.05.2005 г. составляла 74 420 км2.

Для последовательной и планомерной подготовки ресурсной базы нефти и газа Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и реализации практических шагов по распределению участков недр в рамках Программы разработана соответствующая программа лицензирования недр. Согласно программе лицензирования территория Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) была разделена на 4 газоносные и 12 нефтегазоносных зон, включающих свыше 200 лицензионных участков (коммерчески доступная сырьевая база, которая будет осваиваться в первую очередь). Границы и оптимальные размеры перспективных участков, предлагаемых для проведения конкурсов и аукционов, намечены и ежегодно уточняются по согласованию между агентствами (управлениями) по недропользованию субъектов Федерации территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и ФГУП "СНИИГГиМС". Была выполнена оценка ресурсного и экономического потенциала по каждому участку, результаты которой позволили определить очередность лицензирования.

Наиболее перспективные, а также уже подготовленные к лицензированию участки предлагалось распределить в течение ближайших 2 лет. Участки, предлагаемые к лицензированию в более поздние сроки, как правило, слабо изучены сейсморазведкой и глубоким бурением, в их пределах нет выявленных запасов и перспективных ресурсов. В связи с этим их инвестиционная привлекательность в настоящее время невысока. Для ее повышения необходимо выполнить цикл ГРР, финансируемых за счет госбюджета.

Всего в период 2005-2013 гг. программой лицензирования предусмотрено предоставление в пользование 213 участков недр, при этом в 2005 г. планировалось распределить 41 участок.

Фактически в 2005 г. распределено 18 участков, в 2006 г. – 25 (из 57 запланированных с учетом нераспределенных участков предыдущего года).

Причины отставания темпов лицензирования связаны прежде всего со следующими обстоятельствами:

отсутствием своевременного согласования земельных отводов;
несвоевременной подготовкой документации;
планированием в последующие годы ГРР за счет средств федерального бюджета на некоторых участках, из-за чего их распределение было отложено;
параллельной разработкой ОАО "Газпром" программы освоения газовых ресурсов, что требует проведения согласительных совещаний в целях исключения противоречий между двумя программами;
другими техническими причинами (например, неуплата первоначального взноса за аукцион, отзыв заявки и т.п.).
План на 2007 г. предусматривает лицензирование 62 участков недр, включая участки, перешедшие с 2005-2006 гг. При его успешном выполнении отставание от программы лицензирования может быть скомпенсировано.

Распределенные по состоянию на 01.01.2007 г. участки, а также участки по плану лицензирования на 2008 г. и последующие годы показаны на рис. 5.


По состоянию на 01.01.2007 г. в пределах действия Программы лицензирования по югу Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) в ведении 39 недропользователей находятся 100 участков недр. В целом к настоящему моменту выданы лицензии на треть нефтегазоперспективных площадей и практически на все крупные месторождения УВ в полосе, примыкающей к строящемуся нефтепроводу.

Геолого-разведочные работы на нефть и газ
Важнейшей составляющей Программы является программа ГРР на нефть и газ. Геологическое изучение недр включает работы, финансируемые за счет федерального бюджета (преимущественно региональные работы на нераспределенном фонде недр), и работы, финансируемые недропользователями (работы поисково-оценочного и разведочного этапов).

Основной объем региональных ГРР в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) направлен на продолжение геологического изучения перспективных на нефть и газ территорий в 200-километровой зоне, примыкающей к трассе магистрального нефтепровода ВСТО. В основу плана ГРР до 2020 г. положена концепция первоочередной отработки системы региональных сейсморазведочных профилей и бурения отдельных параметрических скважин преимущественно на нераспределенном фонде недр территорий, примыкающих к трассе нефтепровода. При необходимости в пределах таких территорий после комплексного обоснования предусматривается проведение на отдельных площадях поисково-оценочных сейсморазведочных и буровых работ.

В соответствии с программой ГРР на проведение работ в 2005-2006 гг. предусматривалось финансирование в объеме 43,1 млрд р., из которых средства федерального бюджета должны были составить 4,0 млрд р., а финансовые вложения недропользователей – 39,1 млрд р.

Результаты реализации программных мероприятий свидетельствуют о том, что планы бюджетного финансирования и выполнения ГРР за счет средств госбюджета на рассматриваемых территориях в основном выполняются. В то же время имеет место недовыполнение объемов, запланированных к реализации за счет средств нефтегазовых компаний, владеющих лицензиями на разведку и разработку участков восточно-сибирских недр.

Фактически за эти 2 года на проведение ГРР было израсходовано 14,569 млрд р. (33,8 % предусмотренных Программой), при этом средства федерального бюджета составили 3,821 млрд р. (95,5 % предусмотренных Программой), недропользователей – 10,748 млрд р. (27,5 %).

ГРР за счет средств госбюджета.
В 2005 г. затраты федерального бюджета на финансирование ГРР по югу Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) возросли по сравнению с 2004 г. почти в 2 раза и составили 1,305 млрд р. (33 % общих федеральных затрат на ГРР на нефть и газ по России). При реализации запланированных объемов ГРР осуществлен выход за пределы территории первоочередного лицензирования (южные территории этого региона), регламентированных Программой 2005 г. В результате ГРР выявлены новые перспективные зоны нефтегазонакопления в районах, примыкающих к территории действия Программы (Айхало-Вилюйский район, Сюгджерская седловина, Ыгнаттинская впадина, Сунтарский свод, Присаяно-Енисейская синеклиза). С учетом территориального расширения зоны проведения ГРР общие объемы федерального финансирования ГРР в 2005 г. составили 1,397 млрд р. (93,1 % плана), в 2006 г. – 2,424 млрд р. (97 %).

В 2005 г. региональные ГРР за счет бюджетного финансирования были проведены на 33 объектах. Общий объем сейсморазведочных работ 2D составил 5811 пог. км. Дополнительно к сейсморазведке выполнялись в небольших объемах относительно малозатратные электро- и гравимагниторазведочные исследования и полевые геохимические работы. В результате выполненных работ были локализованы прогнозные ресурсы нефти категории Д1(лок) в объеме 31 млн т и ресурсы газа категории Д1(лок) – 140 млрд м3. Кроме того, локализована Огнелинская ловушка в Иркутской области с прогнозными ресурсами УВ категории Д1(лок) – 140 млн т у.т.

В 2006 г. ГРР за счет госбюджета выполнялись на 37 объектах, в том числе на 10 новых. Общий объем сейсморазведки 2D – 9569 км. Объем параметрического бурения составил 2817 м: параметрические скважины Восток-4 – 2312 м и Аргишская 273 – 505 м; начато строительство параметрической скважины Западно-Ботуобинская 362. В результате выполненных региональных ГРР локализованы прогнозные ресурсы УВ категории Д1(лок), при этом ресурсы нефти выросли на 129,8 млн т, а ресурсы газа – на 283,7 млрд м3.

Полученные данные указывают на высокие возможности открытия новых месторождений УВ: преимущественно нефтяных – на склонах Непско-Ботуобинской антеклизы и преимущественно газовых – на бортах Присаяно-Ленской синеклизы и в южной части Ангаро-Ленской ступени.

ГРР за счет средств недропользователей.
Затраты компаний на ГРР в 2005 г. составили 4,196 млрд р. (22,1 % плана), в 2006 г. – 6,552 млрд р. (32,5 %).

В 2005 г. ГРР за счет средств недропользователей выполнялись на 24 лицензионных участках. В результате этих работ пробурено 46 427 м поисково-разведочных скважин, отработано 5984 км сейсморазведочных профилей 2D и 619,7 км2 сейсморазведки 3D.

При этом на территории Иркутской области пробурено 16 304 м поисково-разведочных скважин, отработано 1148 км сейсморазведочных профилей 2D и 67 км2 сейсморазведки 3D; на юге Красноярского края пробурено 16 853 м поисково-разведочных скважин, отработано 1276 км сейсморазведочных профилей 2D и 372 км2 сейсморазведки 3D; на территории Республики Саха (Якутия) пробурено 13 270 м поисково-разведочных скважин, отработано 2656 км сейсморазведочных профилей 2D и 181 км2 сейсморазведки 3D.

В 2006 г. ГРР за счет средств недропользователей выполнялись уже на 64 лицензионных участках. В результате этих работ пробурено 57 919 м поисково-разведочных скважин, пройдено 6615 км сейсморазведочных профилей 2D, покрыто 874,3 км2 сейсморазведочными работами 3D. При этом на территории Иркутской области пробурено 17 168 м поисково-разведочных скважин, отработано 11 350 км сейсморазведочных профилей 2D. На юге Красноярского края и Эвенкийского района пробурено 23 613 м поисково-разведочных скважин, отработано 2978 км сейсморазведочных профилей 2D и 655 км2 сейсморазведки 3D. На территории Республики Саха (Якутия) пробурено 17 138 м поисково-разведочных скважин, пройдено 2287 км сейсморазведочных профилей 2D и покрыто 219,3 км2 сейсморазведочными работами 3D.

В результате выполнения ГРР компаниями открыты новые месторождения УВ-сырья и получены приросты запасов нефти и газа промышленных категорий.

В то же время общий прирост запасов нефти категории С1 составил за 2 года всего 21,6 млн т, или 12 % ожидаемого (в 2005 г. – 5,8 млн т, в 2006 г. – 15,8 млн т). Весь объем прироста получен на базовых месторождениях Юрубчено-Куюмбинского центра.

Невыполнение планового прироста запасов нефти связано в основном с нерешенными вопросами недропользования. Анализ деятельности компаний-недропользователей на лицензионных участках Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) показал, что значительная часть компаний не выполняет взятые на себя обязательства по выполнению ГРР, разработке и обустройству месторождений УВ, а четко прописанные условия, при невыполнении которых лицензионное соглашение аннулируется, во многих лицензиях отсутствуют.

Экономические результаты реализации Программы
Оценка экономической эффективности бюджетного финансирования начальных стадий процесса подготовки запасов УВ на участках недр показывает, что, как правило, такие мероприятия выгодны государству. Результаты региональных работ способствуют более эффективному проведению последующих ГРР, снижению геологических рисков, повышению инвестиционной привлекательности участков и увеличению размера разовых платежей при проведении по ним конкурсов и аукционов. Таким образом, вложив средства в ГРР, бюджет может вернуть их в процессе лицензирования и в дальнейшем получить значительный доход в виде прироста налоговых поступлений.

Анализ экономических результатов реализации программ ГРР и лицензирования недр Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) свидетельствует о том, что предусмотренные мероприятия являются эффективными для государства. При финансировании ГРР из федерального бюджета в 2005-2006 гг. в объеме 3,8 млрд р. сумма полученных бюджетом в результате аукционов разовых платежей за пользование недрами составила 19 млрд р., т.е. на каждый 1 р. вложенных средств государство уже сейчас получает 5 р. дохода. В дальнейшем доходы государства должны увеличиться за счет поступления налогов и платежей, выплачиваемых недропользователями, осуществляющими подготовку запасов УВ и реальную добычу в пределах распределенных территорий.
* * *
Рассмотренная Программа сыграла значительную роль в определении и реализации первых серьезных шагов по освоению столь крупного перспективного региона, каким является территория Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). В ней обоснованы направления и объемы ГРР на нефть и газ, очередность распределения фонда недр на указанной территории на период до 2020 г.

Анализ хода реализации Программы в 2005-2006 гг. свидетельствует, что выполненные мероприятия в основном способствуют решению поставленных задач. Значительно интенсифицировались ГРР на нефть и газ в этом регионе, активно идет процесс лицензирования недр, что является важным условием своевременной подготовки сырьевой базы и обеспечения объемов добычи нефти и газа для трубопроводной системы ВСТО.

Значительно усилилась роль государства в регулировании процессов недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Государство в лице МПР России, Роснедра и его территориальных органов является координатором процессов подготовки сырьевой базы нефтедобычи для ВСТО и их реальным участником, финансируя проведение ГРР, осуществляет распределение участков недр в пользование и контроль выполнения лицензионных соглашений.

Предусмотренные Программой планы бюджетного финансирования и проведения ГРР за счет средств госбюджета на рассматриваемых территориях в основном выполняются. За 2 прошедших года интенсивной реализации мероприятий по геологическому изучению территории Сибирской платформы, финансируемых за счет госбюджета, были выявлены новые перспективные районы вблизи зоны, охватываемой трассой трубопровода ВСТО. К ним относятся зоны нефтегазонакопления, расположенные севернее рассматриваемых Программой территорий. Наращивание объемов ГРР на данных территориях с включением в их состав параметрического бурения и поисково-оценочных буровых работ и последующее освоение ресурсного потенциала УВ позволят государству повысить надежность обеспечения плановых показателей прироста запасов нефти и объемов ее транспортировки по системе ВСТО. С учетом необходимости долгосрочного стабильного обеспечения нефтью трубопроводной системы ВСТО в запланированном объеме (80 млн т в год), а также того факта, что в ближайшие годы все участки недр на территории действия Программы будут распределены, актуальной становится задача геологического изучения и лицензирования недр этих новых перспективных районов.

В то же время наметившееся отставание от показателей Программы по темпам лицензирования недр и выполнению ГРР за счет недропользователей требует интенсификации усилий государства и недропользователей в области подготовки сырьевой базы нефтедобычи и обеспечения прироста запасов. МПР России приняты срочные меры по уточнению планов ГРР и прироста запасов нефти по выданным лицензиям, позволяющие надеяться на ликвидацию отставания от программных показателей уже в ближайшее время.

В настоящее время подготовлен проект нового варианта Программы, содержащий анализ хода ее выполнения в 2005-2006 гг. и первой половине 2007 г. и разработанные на этой основе уточнения и дополнения программных мероприятий. Последние направлены на ускоренное наращивание запасов нефти для своевременного обеспечения трубопроводной системы ВСТО и предусматривают дополнительный комплекс работ по геологическому изучению недр за счет средств государственного бюджета на территории действия Программы, а также в выявленных новых перспективных районах.

В частности, с 2007 г. начинает выполняться программа параметрического бурения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) с общим объемом финансирования на 2007-2009 гг. в 3,3 млрд р. Основной целью при этом является обоснование новых зон нефтегазонакопления и первоочередных объектов поиска скоплений УВ в непосредственной близости к трассе нефтепровода ВСТО.

Планируется также рассмотреть вопрос о начале в 2008 г. за счет средств федерального бюджета поисков перспективных скоплений нефти и газа вблизи давших положительные результаты параметрических скважин и на участках нераспределенного фонда с ранее полученными признаками нефтегазоносности.

Для достижения запланированных объемов прироста запасов и добычи нефти и газа необходимо четко формулировать лицензионные обязательства по каждому из предоставляемых в пользование участков недр и обеспечить жесткий постоянный контроль их выполнения. В частности, должны быть предусмотрены обязательства недропользователей по объемам ГРР, программе освоения, возврату участков в случае невыполнения условий лицензионных соглашений. Осуществление этих мероприятий должно способствовать повышению эффективности работы недропользователей.

Важной задачей успешного выполнения Программы являются непрерывный мониторинг и контроль со стороны МПР России, Роснедра, Росприроднадзора и ФГУП "СНИИГГиМС" как курирующей организации.

В настоящее время ФГУП "СНИИГГиМС" осуществляет постоянное научное сопровождение и систематический авторский контроль за реализацией программ лицензирования и ГРР. Для этой цели создана постоянно действующая компьютерная система мониторинга Программы. В качестве основы для автоматизированных расчетов сформирован единый банк пространственно распределенных геологических, экономических и технологических данных, реализованный в рамках ГИС-системы.

Использование ГИС-технологий предоставляет значительные возможности для решения задач оценки геолого-геофизической изученности территорий Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), обоснования объемов ГРР для лицензионных участков, оценки и анализа ресурсной базы участков недр, оценки результатов бурения, создания информационных пакетов по лицензионным участкам и другим территориям.