?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 September 2010 @ 09:50 am
Газпром: Мегапроект «Ямал»  
(Газпром: по состоянию на 2008 г.?)
Запасы и ресурсы Ямала



На полуострове Ямал и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные (АВС1+С2) запасы газа которых составляют порядка 16 трлн куб. м, перспективные и прогнозные (С3-Д3) ресурсы газа — около 22 трлн куб. м. Запасы конденсата (АВС1) оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти — в 291,8 млн тонн.

Лицензии на разработку Бованенковского, Харасавэйского, Новопортовского, Крузенштернского, Северо-Тамбейского, Западно-Тамбейского, Тасийского и Малыгинского месторождений принадлежат Группе «Газпром».

Наиболее значительным по запасам газа (АВС1+С2) месторождением Ямала является Бованенковское — 4,9 трлн куб. м. Начальные запасы Харасавэйского, Крузенштернского и Южно-Тамбейского месторождений составляют около 3,3 трлн куб. м газа.

Программа комплексного освоения Ямала
Проект «Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий» был разработан ОАО «Газпром» совместно с Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) по поручению Президента и Правительства РФ в 2002 году.

В ходе рассмотрения Программы министерствами и ведомствами произошли существенные изменения условий развития и функционирования энергетики страны, включая газовую отрасль. В связи с этим возникла необходимость корректировки проекта Программы.

В 2007 году ОАО «Газпром» совместно с Администрацией ЯНАО, используя результаты многолетних исследований по созданию научных основ проектирования, технологических, природоохранных и технических решений по обустройству месторождений и строительству газопроводов на полуострове Ямал, скорректировали проект Программы.

В проекте Программы детально рассмотрены состояние сырьевой базы Ямала и перспективы ее развития, технико-технологические аспекты разработки месторождений и транспортировки углеводородов, развитие производственной и социальной инфраструктуры, промышленная и экологическая безопасность, выполнена оценка экономической эффективности и обоснованы меры государственной поддержки при реализации Программы.

Комплексное освоение месторождений суши Ямала планируется осуществить путем создания трех промышленных зон — Бованенковской, Тамбейской и Южной, с каждой из которых связана своя группа месторождений:
— Бованенковская промышленная зона включает три базовых месторождения: Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское (лицензии принадлежат Группе «Газпром»). Суммарная ежегодная добыча газа предполагается на уровне до 220 млрд куб. м, конденсата — до 4 млн тонн.
— Тамбейская промышленная зона включает шесть месторождений: Северо-Тамбейское, Западно-Тамбейское, Тасийское, Малыгинское (лицензии принадлежат Группе «Газпром»), Южно-Тамбейское и Сядорское. Суммарная ежегодная добыча газа предполагается на уровне до 65 млрд куб. м, конденсата — до 2,8 млн тонн.
— Южная промышленная зона включает девять месторождений: Новопортовское (лицензия принадлежит Группе «Газпром»), Нурминское, Малоямальское, Ростовцевское, Арктическое, Среднеямальское, Хамбатейское, Нейтинское, Каменномысское (суша). Суммарная ежегодная добыча газа предполагается на уровне до 30 млрд куб. м, нефти — до 7 млн тонн.

Изучается возможность строительства на Ямале завода по сжижению газа.

Таким образом максимальная ежегодная добыча газа на Ямале сопоставима по объему с текущими поставками газа ОАО «Газпром» на российский рынок и в два раза превышает поставки газа в дальнее зарубежье.



Новая газотранспортная система

Для обеспечения транспортировки ямальского газа в период до 2030 года планируется создание уникальной, не имеющей аналогов в России газотранспортной системы нового поколения. Ямальский газ будет транспортироваться по направлению Ямал — Ухта (5–6 ниток) протяженностью около 1100 километров, и далее по направлению Ухта — Грязовец, Грязовец — Торжок, Грязовец — Ярославль, Ухта — Починки. Общая протяженность транспортировки ямальского газа по новым газопроводам составит более 2500 километров.

Новая газотранспортная система, которая в будущем станет ключевым звеном ЕСГ России, будет обеспечивать транспортировку газа с месторождений полуострова Ямал в объеме более 300 млрд куб. м в год и включать в себя 27 современных компрессорных станций суммарной мощностью 8600–11600 МВт. При этом общая протяженность линейной части магистральных газопроводов составит порядка 12–15 тыс. километров. Создание газотранспортной системы с полуострова Ямал будет способствовать полномасштабной реконструкции действующей Единой системы газоснабжения России.



Реализация первоочередных проектов

Первоочередным объектом освоения на Ямале являются сеноман-аптские залежи Бованенковского месторождения. Проектный объем добычи газа на месторождении определен в 115 млрд куб. м в год. В долгосрочной перспективе проектный объем добычи газа должен увеличиться до 140 млрд куб. м в год. Для вывода добытого газа в ЕСГ необходимо построить систему магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта».

В октябре 2006 года Правлением ОАО «Газпром» было принято решение приступить к инвестиционной стадии освоения Бованенковского месторождения и строительства системы магистрального транспорта. Ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов по обустройству Бованенковского месторождения производительностью не менее 15 млрд куб. м газа в год и системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта» должен состояться в III квартале 2012 года.

В 2007–2008 годах проводились работы по строительству первоочередных объектов Бованенковского месторождения: объектов пожарной, санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности, жизнеобеспечения, производственной и транспортной инфраструктуры, промышленных баз.

В 2008 году планируется ввести в эксплуатацию 29 объектов первоочередного строительства (базы дорожно-эксплуатационного управления, капитального ремонта скважин, службы эксплуатации, электростанция собственных нужд, линии электропередач и т. д.). Начаты работы по строительству базы бурения и базы геофизиков, а также объектов инженерного обеспечения эксплуатационного бурения и объектов подготовки газа.

Кроме того, в 2008 году на Бованенковское месторождение доставлены первые три буровые установки из девяти, проводится подготовка к началу бурения в текущем году эксплуатационных скважин. Первая буровая установка, которая начнет бурение скважин на месторождении, произведена на одном из ведущих российских машиностроительных предприятий — «УРАЛМАШ — Буровое оборудование» и получила имя «Екатерина». Это буровая установка пятого поколения, которая воплотила в себе лучшие и самые прогрессивные отечественные конструкторские идеи.

В 2008 году «Газпром» приступил к строительству системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта». При строительстве газопровода используются высокопрочные трубы диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием, рассчитанные на рабочее давление 11,8 МПа (120 атмосфер). Производство этих труб было освоено на Ижорском трубном и Выксунском металлургическом заводах по заказу «Газпрома».

Также в 2008 году в период летней навигации уложено около 40 километров обетонированных труб диаметром 1219 мм, рассчитанных на рабочее давление 11,8 МПа на наиболее технически сложном участке системы — подводном переходе через Байдарацкую губу.

Байдарацкая губа отличается особыми природно-климатическими условиями: при незначительной глубине характеризуется частой штормовой погодой, сложными донными отложениями и промерзанием до дна в зимний период. Такие условия позволяют вести работы в Байдарацкой губе всего несколько месяцев в году.

Прокладка газопровода в столь сложных природных условиях и с такими техническими параметрами является первым подобным опытом строительства не только в России, но и в мировой практике.

Укладка труб проводится с помощью современного трубоукладочного судна MRTS Defender, предназначенного для строительства морских газопроводов и специально модернизированного для работы в Байдарацкой губе.


Применение новых технических решений и использование передового опыта

При обустройстве месторождений полуострова Ямал и создании новой газотранспортной системы предусмотрено использование передового отечественного опыта и ряда новейших технологий и технологических решений, наиболее значимыми из которых являются:
— использование единой производственной инфраструктуры для добычи газа из сеноманских и аптских залежей;
— применение теплоизолированных труб при строительстве и эксплуатации скважин с целью предотвращения растепления многолетнемерзлых пород;
— сокращение фонда наблюдательных скважин за счет совмещения функций контроля за разработкой разных залежей в одной скважине;
— впервые при строительстве магистральных газопроводов будут использованы высокопрочные трубы диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием рассчитанные на рабочее давление 11,8 МПа (120 атмосфер), а также новые технологии и материалы при сварке;
— применение на компрессорных станциях энергосберегающего оборудования нового поколения с КПД 36–40%.

Транспортная инфраструктура

Полуостров Ямал отличается достаточно низкой развитостью транспортной инфраструктуры. Масштабное промышленное освоение региона невозможно без соответствующего развития авиационного и железнодорожного сообщения. В настоящее время доставка значительного объема грузов на Ямал осуществляется морским транспортом в период летней навигации через порт Харасавэй.

Для обеспечения возможности круглогодичных грузопассажирских перевозок на полуостров Ямал ведется строительство новой железнодорожной линии «Обская — Бованенково» протяженностью 525 км. Железная дорога на отдельных участках уже введена в эксплуатацию. Продолжается строительство линейной части, мостов, коммуникаций, объектов связи, уже уложено более 260 км пути от станции Обская до разъезда Хралов и 25 км пути от разъезда Хралов в сторону Юрибейского перехода, построено 15 станционных разъездов, 37 мостовых переходов, завершается строительство мостового перехода через пойму реки Юрибей.

Мостовой переход не имеет аналогов в мировой практике мостостроения как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям строительства и эксплуатации. В частности, сооружение перехода ведется без традиционной при строительстве мостов отсыпки грунта, что позволяет сохранить экосистему поймы реки. Для обеспечения надежности опор перехода в вечной мерзлоте были пробурены скважины на глубину от 20 до 40 м.

Открытие сквозного проезда по железной дороге «Обская — Бованенково» намечено на конец 2009 года, доставка материально-технических ресурсов для обустройства Бованенковского месторождения в полном объеме будет возможна в 2010 году.

Кроме того, проектом освоения Бованенковского месторождения предусмотрено строительство аэропорта «Бованенково» к 2012 году.
http://www.gazprom.ru/production/projects/mega-yamal/


Триллионы на край земли
Ведомостям«удалось ознакомиться с проектом программы освоения Ямала: 5 августа его предварительно одобрила правительственная комиссия по ТЭКу, ожидается, что до конца сентября будет и отдельный план для проекта по производству там сжиженного газа (СПГ)


За 25 лет инвестиции в Ямал (в переводе с ненецкого — «край земли») составят 6,8-8 трлн руб. Эти деньги должны превратить полуостров в новый центр добычи газа, обеспечив около трети российского производства. Оценка капитальных вложений в крупнейший проект «Ямал СПГ» (на базе Южно-Тамбейского месторождения) — 858,2 млрд руб., гласит документ.

Масштабная разведка на Ямале началась в 1963 г. До конца 1980-х гг. почти каждый год на полуострове открывались новые месторождения газа, включая гигантские Бованенковское и Харасавэйское (сейчас у «Газпрома»), а также Южно-Тамбейское («Новатэк»). В середине 1980-х гг. Совет министров СССР принял план освоения полуострова, очень похожий на нынешний. Бованенковское планировалось ввести в эксплуатацию в 1991 г., добыв первые 20 млрд куб. м газа. К 2000 г. добыча должна была достичь 200 млрд куб. м. Но в 1989 г. финансирование проектов на Ямале было прекращено. «Газпром» вернулся к ним лишь в 2002 г., теперь пилотное месторождение — Бованенковское должно заработать в конце 2012 г.

Пилотный, сложный, дорогой
СПГ-завода на Ямале в советском плане, конечно, не было. Он появился в 2005 г., когда Южно-Тамбейским владел Николай Богачев. В 2006 г. он продал контроль в проекте структурам Алишера Усманова, через два года актив перешел под контроль нефтетрейдера Геннадия Тимченко, а в прошлом году — «Новатэку», где у Тимченко есть доля.

«Новатэк» деталей проекта не раскрывает, только сроки, в которые намерен запустить СПГ-завод, — 2015-2016 гг. А также его будущие мощности — 15-16 млн т в год, или примерно 24 млрд куб. м.

Такую годовую добычу проект «гарантированно» обеспечит в течение 21 года, а «Ямал СПГ» может заработать в 2016-2018 гг., говорится в проекте правительственной программы. Южно-Тамбейское хорошо изучено при СССР, но СПГ-завод будет строиться и работать в суровом климате: на полуострове нет инфраструктуры и почти нет почвенного слоя, глубина вечной мерзлоты достигает 300-400 м (это просто замерзшая грязь, любит повторять главный производственник «Газпрома», зампред правления Александр Ананенков). Для захода СПГ-танкеров нужна глубина около 15 м, а на некоторых участках северо-востока Ямала (где будет завод) глубина не превышает 6 м, нужно углублять дно или выносить причал (а может, и сам завод) на специальные баржи или искусственный остров, не забывая про волны и дрейфующие льды; необходимы специальные газовозы и ледоколы для доставки СПГ покупателям, опыта таких поставок пока нет. Наконец, придется переселить оленеводов и компенсировать ущерб для тундры и акватории, перечисляется в документе.

Суровые условия подняли оценку капитальных затрат на «Ямал СПГ». Сумма в 858,2 млрд руб. рассчитана по данным «Новатэка» и приведена к ценам на 1 января 2010 г. — без экологических и социальных компенсаций, но с учетом 264 млрд руб. на танкерный флот, отмечается в документе. Если брать прогноз эксплуатационных затрат (с учетом нынешних налогов и докризисной ценой СПГ в 10 252 руб./т), проект не окупается (во всяком случае, по чистому дисконтированному доходу), говорится в документе.

Это значит, что инвесторы могут отказаться от проекта, бюджет не получит доходов (к 2035 г. по всей программе для Ямала даже при «экономических стимулах» они могут достичь 10,9 трлн руб. за счет налогов и пошлин). Поэтому нужна господдержка, заключается в программе.
Нужны партнеры и господдержка

Нужны партнеры и господдержка
Какая поддержка предлагается, из документа не ясно. В нем лишь общие фразы: выделение госзаймов на сооружение объектов добычи, транспорта и переработки, субсидирование процентных ставок по кредитам, «организация создания» портовой инфраструктуры, ледокольного и танкерного флота.

Примерно этого ждет от государства предправления «Новатэка» Леонид Михельсон: не только налоговых льгот, но и расходов на инфраструктуру и танкерный флот, перечислял он две недели назад. Ведь без расходов на флот «Ямал СПГ», судя по проекту программы, подешевеет сразу до 594 млрд руб.

У министерств пока нет общей позиции по господдержке для операторов на Ямале, говорит представитель Минфина, но она «ожидается» к концу осени. До конца года Минфин должен оценить последствия обнуления с 2011 г. НДПИ на нефть и газ на Ямале, добавляет он.

«Новатэк» надеется и на стратегических партнеров: он намерен продать им до 49% в проекте в расчете на помощь в финансировании, технологиях и маркетинге газа. Интерес к «Ямал СПГ» проявили Total, Repsol, Shell, Quatar Gas и др. Но «Новатэк» приостановил с ними переговоры — пока не будет ясности с господдержкой и будущей экономикой проекта, говорил Михельсон.

Цифры из правительственной программы пресс-служба «Новатэка» обсуждать отказалась. Предварительное инвестиционное решение будет в I квартале 2011 г., но и оно даст стоимость проекта лишь «с точностью плюс-минус 30%», сказал представитель компании. Проектное финансирование может составить 40-60% инвестиций, добавляет он (остальное должны будут найти акционеры «Ямал СПГ»).

Однако в правительственной программе нет однозначного ответа на вопрос, будет ли спрос на ямальский СПГ. Недавно крупнейший производитель СПГ в мире — Катар объявил, что приостанавливает проектирование новых мощностей до 2016 г.: на рынке избыток предложения. Но «Новатэк» в себе уверен: раз приостановлена часть СПГ-проектов, значительного роста предложения в ближайшее время ждать не стоит, при этом потребление будет расти, а ямальское топливо будет конкурентоспособно по цене, уверен представитель компании.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/245140/trilliony_na_kraj_zemli