?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 April 2009 @ 12:03 am
При любой погоде строительство нефтепровода Ванкор—Пурпе завершится в срок  
Нефть и капитал, 2007, №8
В середине июля «Транснефть» сообщила, что уложены первые 1000 км трассы ВСТО. На торжествах глава компании Семен Вайншток заявил, что проблемы с загрузкой трубы сняты — на 2009 год нефтяники дали заявки на поставку 29,8 млн тонн, и львиную долю этого объема (25 млн) намерена подать в магистраль «Роснефть». С Ванкора. При таком раскладе престиж России в восточной трубопроводной эпопее практически полностью зависит от успешного обустройства этого месторождения, важнейшим звеном которого является строительство нефтепровода до НПС Пурпе протяженностью более 500 км.

Работы на трассе нефтепровода начались минувшей зимой, которая, как известно, была аномально теплой и несколько спутала планы строителей. Кроме того, выход на трассу выбранных «Ванкорнефтью» пяти подрядчиков — «Стройтрансгаза», «Межрегионтрубопроводстроя», «Сибнефтепроводстроя», «Новы» и «Пурпетрубопроводстроя» — задержало отсутствие проектной документации в полном объеме. Тем не менее, хотя компании, работающие на строительстве Ванкор—Пурпе, отстают от намеченного графика, ни в одной из них не сомневаются, что к августу следующего года трубопровод будет готов к перекачке первой ванкорской нефти.

C тех пор, как «Роснефть» определилась с направлением транспортировки нефти Ванкорского месторождения, этот промысел возглавляет список источников заполнения нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан. В начале же нынешнего года, после того, как госкомпания официально объявила о приросте извлекаемых запасов Ванкора более чем на 150 млн тонн (подробнее см. «Приятные хлопоты «Роснефти» в «НиК» №4, 2007 г.), роль Ванкора в реализации национального трубопроводного проекта стала еще значительнее.

На сегодня, правда, нет полной ясности с тем, сколько ванкорской нефти подаст «Роснефть» в ВСТО в 2009 году. Весной нынешнего года заместитель главы Минпромэнерго Андрей Дементьев заявлял, основываясь на новых данных о запасах Ванкора, что госкомпания будет поставлять примерно по 15 млн твг на протяжении всего первого этапа функционирования ВСТО. Однако в июле глава «Транснефти» Семен Вайншток сообщил, что «Роснефть» подала заявку на прокачку в 2009 году уже 25 млн тонн. Наконец, менее чем через месяц после этого губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, побывав с инспекцией на Ванкоре, заявил, что в 2009 году на нем будет добыт 21 млн тонн.

Рискнем предположить, что точных цифр не знают сейчас даже в «Роснефти». Перед госкомпанией обозначена цель, и она стремится к ее выполнению. И в итоге не важно, с каких промыслов в ВСТО попадут намеченные объемы, тем более что ванкорская нефть все равно смешается с нефтью других месторождений в магистрали Пурпе—Нижневартовск. С высокой степенью уверенности сегодня можно сказать, что в заполнении ВСТО наряду с «Ванкорнефтью» будет участвовать и «Пурнефтегаз», мимо промыслов которого пойдет ванкорская нефть. Кстати, по итогам первого полугодия «Пурнефтегаз», ранее фиксировавший падение добычи, показал рост почти на 4% (на 177 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В систему «Транснефти» нефть Ванкора будет поступать из трубопровода Ванкор—Пурпе, протяженность которого составит 543 км. Тендеры на строительство нефтепровода «Ванкорнефть» — оператор проекта — провела весной-летом 2006 года. По итогам было выбрано пять подрядчиков, которые будут работать на 6 участках, на которые разделена вся трасса нефтепровода. Все подрядчики имеют опыт работы на Ямале. «Стройтрансгаз», который выиграл тендер по двум участкам, вряд ли нуждается в представлении. Вместе с другим подрядчиком — ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» — эта компания несколько лет назад участвовала в строительстве системы магистральных газопроводов Заполярное—Уренгой. Кроме того, «Межрегионтрубопроводстрой» сооружал переход под Татарским проливом на Сахалине. Аффилированное с «НОВАТЭКом» ЗАО «СНП «Нова» строило трубопроводы к Восточно-Таркосалинскому, Юрхаровскому и Ханчейскому промыслам материнской компании. ООО «Сибнефтепроводстрой» — это тюменская «внучка» «Транснефти», и этим все сказано. Наконец, пятый подрядчик — ОАО «Пурпетрубопроводстрой» базируется в Губкинском — местной штабквартире «Роснефти».

При освоении Ванкора «Роснефть» использует международный опыт, разделяя каждый объект строительства на части и проводя тендер по каждой из них. Это касается не только прокладки трубы. Например, строительством зимника Заполярное—Ванкор осенью 2006 года занимались две компании — надымское ЗАО «НАСТ» (153 км) и ижевское ДОАО «Спецгазавтотранс» (около 100 км). Вероятно, применение такой тактики позволяет «Роснефти» экономить средства и распределять риски. Однако, по информации «НиК», желающих работать с госкомпанией в условиях цейтнота и вечной мерзлоты за небольшие деньги становится все меньше.

Помимо линейной части трубопровода, в рамках первого пускового комплекса обустройства Ванкора на 172-м км трассы будет построена НПС-1, а на месторождении — установка предварительного сброса воды (УПСВ-Ю) и центральный пункт сбора нефти (ЦПС). В сооружении этих объектов участвует «Стройтрансгаз». Эта же компания ведет строительство головной НПС и головной компрессорной станции (ГКС).

Трубы — более 130 тыс. тонн — для нефтепровода Ванкор—Пурпе «Роснефть» закупила в основном на Челябинском трубопрокатном (ЧТПЗ) и Харцизском трубном (ХТЗ) заводах. Преимущественно в проекте используется «украинская» труба: на долю ЧТПЗ, по сообщению представителя компании Дмитрия Масалитина, пришлось лишь порядка 30% поставок (более 40 тыс. тонн); также было закуплено небольшое количество немецких труб. В течение осени 2006 года «Ванкорнефть» в основном завершила завоз труб на трассу.

Строительство началось осенью 2006 года одновременно на всех участках. Работа идет в крайне тяжелых условиях: вечная мерзлота, значительные межсезонные перепады температур и отсутствие транспортной инфраструктуры в районе сооружения северных участков усугубляется недостаточной изученностью территории, которая заставляет вносить коррективы в проект и менять принятые или искать новые решения уже в процессе работ.

Изначально предполагалось, что за прошедшую зиму подрядчики «Ванкорнефти» закончат монтаж 35-40% магистрали. Однако строителей подвела погода — зима была аномально теплой. В итоге на сегодня, по информации «НиК», монтаж закончен примерно на 25% трассы, а степень готовности северных участков еще ниже.

Всю трассу Ванкор—Пурпе можно условно разделить на две части: на севере, на протяжении 216 км в зоне распространения вечной мерзлоты труба прокладывается надземным способом, а далее оставшиеся 327 км нефтепровода укладываются в траншею.

Как рассказали беседовавшие с «НиК» специалисты, северный участок трубы по конструкции в значительной степени похож на Трансаляскинский нефтепровод (см. также «Эталон?» в «НиК» №8, 2006 г.): он спроектирован с компенсацией продольных деформаций и укладывается на опорах, обеспечивающих перемещение по ним трубопровода при изменении температуры и давления. Трубопровод разбит на температурные блоки неподвижными опорами, расстояние между которыми составляет 395 м. На каждой опоре устанавливается от 2 до 4 заполненных хладогелем термостабилизаторов, которые препятствуют растеплению грунтов.

Работы на северном участке ведут две компании — «Стройтрансгаз» (строит 155 км трубы) и «Межрегионтрубопроводстрой» (61 км). В отличие от своих коллег, работающих южнее, «северяне» могут выйти на трассу только зимой. И сейчас, когда, например, «Пурпетрубопроводстрой» кладет трубы на подступах к Пурпе, специалисты «Стройтрансгаза» могут вести только подготовительные работы. Кроме того, северные участки абсолютно не обеспечены транспортной инфраструктурой.
КОМПАНИИ, РАБОТАЮЩИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВАНКОР–ПУРПЕ, ОТСТАЮТ ОТ НАМЕЧЕННОГО ГРАФИКА, НО НИ В ОДНОЙ ИЗ НИХ НЕ СОМНЕВАЮТСЯ, ЧТО К АВГУСТУ 2008 ГОДА ТРУБОПРОВОД БУДЕТ ГОТОВ К ПЕРЕКАЧКЕ ВАНКОРСКОЙ НЕФТИ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ВСТО

Как рассказали «НиК» в «Стройтрансгазе», схема завоза грузов на участок компании предполагает комбинированное использование железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. По железной дороге необходимое оборудование и материалы прибывают на станцию Коротчаево. Далее в период навигации они грузятся на баржи и по рекам Пур, Таз и через Тазовскую губу завозятся в поселок Сидоровск, где «Ванкорнефть» расчистила площадку для складирования. В настоящее время в Сидоровске сложено примерно 90 км труб. Зимой грузы из Коротчаево можно доставить по дороге с твердым покрытием до Заполярного месторождения, а оттуда по зимнику Заполярное—Ванкор протяженностью 285 км. «Межрегионтрубопроводстрой» основную базу для строительства своего участка оборудовал в поселке Лимбаяха.

В сезон 2006-07 зимник строителей подвел: подрядчики «Ванкорнефти» построили дорогу, на которой тяжелая техника «Стройтрансгаза» вязла. В итоге первая колонна пробивалась с Заполярного к Ванкору 12 дней. Ситуация усугубилась тем, что из-за затянувшегося подписания подрядного договора летом и осенью прошлого года «Стройтрансгаз» не успел воспользоваться реками для завоза части необходимых грузов и оборудования баржами. «Ванкорнефть» для обустройства промысла пользуется преимущественно базами в Игарке (на Енисее) и в Прилуках, от которых до Ванкора всего 180 км. Зимник от Заполярного месторождения компании, по сути, не нужен. Отчасти поэтому будущей зимой в «Стройтрансгазе» на зимник особо не рассчитывают — компания взяла в аренду 8 барж и форсирует завоз грузов — строительной техники, щебня, цемента, горючего — по рекам.

Дополнительную сложность в работу подрядчиков внесла задержка проектной документации — об этом «НиК» говорили и в «Межрегионтрубопроводстрое», и в «Стройтрансгазе». По сути, полноценная документация начала поступать подрядчикам только минувшей весной. По сравнению с изначально предоставленными «Ванкорнефтью» проектными документами, она существенно изменилась, и тем не менее по-прежнему не дает строителям всех необходимых технических решений, за разработку которых отвечает научно-технический центр (НТЦ) «Роснефти» в Краснодаре. Наконец, строители северных участков сетуют на то, что предоставленная им геологическая информация, видимо, основана на данных старых геологических съемок и неточна. В тех местах, где они рассчитывали бурить только в вечной мерзлоте, на поверхности оказывались скальные грунты или встречались таловые линзы…

По мнению специалистов, неуверенность НТЦ «Роснефти» в геологии трассы заставляет компанию ужесточать контроль над работами. В частности, «Стройтрансгаз» проводит статическое испытание свай через каждые 200 м, хотя СНИПы предусматривают проверку только 0,5% от их общего числа.

По свидетельству подрядчиков, «Ванкорнефть» уделяет повышенное внимание экологии: в частности, строго контролирует график работ подрядчиков на тундровых покровах и не допускает их нахождения на трассе после начала таяния снегов. Независимый технический и экологический контроль строительства нефтепровода осуществляет ЗАО «Мооди Интернэшнл» — российское отделение известного международного инспектора Moody International.

Участок, строительством которого занимается «Стройтрансгаз », расположен севернее Сидоровска. Как рассказал «НиК» представитель «Стройтрансгаза» Александр Дмитриев, по состоянию на середину июля компания закончила потолочной сваркой 14,2 км нефтепровода. В настоящее время проведена расчистка 45 км трассы, на базах в Сидоровске и на Ванкоре произведена поворотная сварка соответственно 9 км и 7,7 км завезенных труб. На участке «Стройтрансгаза» установлено 890 подвижных и неподвижных опор, обустроено более 20 км вдольтрассового проезда и установлено почти 2000 свай.

В свою очередь «Межрегионтрубопроводстрой», по сообщению его представителя, закончил монтажом 16 км трубы. Кроме того, компания провела поворотную сварку 9,3 км двухтрубных секций, установила 432 винтовые сваи и обустроила 87 подвижных опор. Плюс к этому «Межрегионтрубопроводстрой» провел подготовку 16,8 км трассы.

На южных участках ситуация гораздо более спокойная — здесь подрядчикам удается укладываться в график. Так, Михаил Смоляков, представитель компании «Нова», работающей на «предпоследнем» участке протяженностью 119 км, подтвердил «НиК», что уже уложено в землю порядка 50 км трубы. Он также отметил, что у «Новы» не было проблем с завозом грузов с железнодорожных станций Пурпе и Коротчаево по зимникам, поэтому реальные работы на трассе компания начала уже в декабре 2006 года.

Тем не менее и подрядчики северных участков не сомневаются, что смогут в срок закончить работы. Правда, для этого им придется приложить дополнительные усилия. В частности, «Стройтрансгаз» намерен более чем в три раза — до 1200 человек — увеличить число работающих на трассе. Из них около 700 человек будут работать на участке, где в прошлом году компания рассчитывала обойтись 450.

И в заключение — один интересный момент. «Роснефть» нигде не обнародовала, сколько будет стоить строительство магистрали Ванкор—Пурпе. Рискнем предположить, что в окончательном варианте этой цифры пока просто нет. Этот факт, на наш взгляд, объясняется неготовностью проектной документации и возникшими уже на данном этапе проблемами оплаты дополнительных работ, которые не были предусмотрены договорами подряда.

К примеру, как рассказали «НиК» в «Стройтрансгазе», изначально предполагалось, что сваи под опоры будут устанавливаться на глубину 8-10 м — реально диапазон увеличился до 8-16 м. Сначала, согласно рабочей документации, планировалось использовать 20000 свай, из которых 1000 — винтовые (применяются для работы на участках с вечной мерзлотой). Теперь общее число свай увеличилось до 25000 единиц, а количество винтовых свай — до 11000.

«Ванкорнефть» уже ведет переговоры с подрядчиками об условиях оплаты непредусмотренных материалами тендера работ и, вероятно, компромисс здесь будет достигнут. В противном случае под удар может быть поставлен успех всего проекта — ведь без нефтепровода нефть не попадет в ВСТО, сколько ни обустраивай промысел на Ванкоре.

http://www.stroytransgaz.ru/press-center/smi/neft-i-kapital/200708