?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 January 2010 @ 11:53 am
Возможное будущее Азербайджана на примере Саудовской Аравии  
10 Февраля 2008
http://www.day.az/news/economy/107217.html

Последнее время в разных аудиториях меня все чаше спрашивают «насколько реальны заявленные правительством Азербайджана ожидаемые доходы от экспорта нефти», «достаточно ли этих средств для нормального обеспечения жизни наших граждан», «а что будет после заката азербайджанской нефти»… Это хорошо, что в обществе чувствуется некая активизация по данной тематике.

У нас в Азербайджане о «нефтяном проклятии» - негативных сторонах зависимости экономик от нефтегазового экспорта - написано предостаточно. Это и отрицательные последствия «голландской болезни» (потеря конкурентоспособности национальными производствами в результате обильного притока нефтедолларов в страны - экспортеры нефти, роста заработной платы и издержек, удорожания национальной валюты), и утрата политической элитой стимулов к повышению качества экономической и социальной политики (ведь ограничиться перераспределением доходов от нефтегазового экспорта гораздо менее хлопотно). Общество имеет определенные представления о худшей стороне нефтепотока на примере Нигерии, кроме того, достаточно информировано о достижениях Норвегии. Однако у многих очень туманные представления о самой крупной нефтедобывающей стране - Саудовской Аравии, которая является и лидером по запасам «черного золота».

По-моему, изучая пройденный путь Саудовской Аравии, можно извлечь много полезного, как простым гражданам, так и госчиновникам, которые распоряжаются не только нефтедоходами, но и влияют на будущее каждого нас. Всем известно, что одной из главных проблем развивающихся стран ОПЕК является банальная - «куда деть деньги». Ведь не всегда легко удается правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа», и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Среди них особенно выделяется Саудовская Аравия.

Политический строй
Королевство Саудовская Аравия (Kingdom of Saudi Arabia, или Al Mamlakah al Arabiyah as Suudiyah) - абсолютная теократическая монархия. Глава государства и правительства - король обладает также всей полнотой исполнительной, законодательной и судебной власти, а также является религиозным лидером страны (его полномочия ограничены лишь нормами и традициями шариата). Наследование титула ведется по линии старшего мужчины в роду с одобрения Королевского семейного совета (включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя саудовской монархии).

Исполнительная власть (Совет министров, назначается монархом каждые четыре года) состоит из премьер-министра, первого премьер-министра и двадцати отраслевых министров, на должности которых выдвигаются только члены правящей Семьи.

Законодательная власть - Консультативная ассамблея, или Меджлис аш-Шура, состоит из 150 членов, назначаемых королем на четырехлетний срок. Ассамблея имеет достаточно ограниченные полномочия - все её инициативы должны пройти одобрение монарха. В стране отсутствует оппозиция.

Бюджет
Доходная часть бюджета Саудовской Аравии на 2008 год составляет 450 млрд. риалов, расходная часть – 410 млрд. Прогнозные расходы могут превысить прошлогодние на 30 млрд. риалов. По своим военным расходам Саудовская Аравия входит первую десятку стран мира – она ежегодно тратить на оборону более, чем $30 млрд., или 9% от ВВП.

Нефть
Саудовская Аравия свой первый нефтяной контракт подписала в 1933 году, и здесь нефть начали добывать уже с 1938 года. Однако роль садуовской нефти в мировой экономике была оценена лишь после 1970-го года, когда производство нефти в США внезапно достигло верхнего предела. Это совпало с быстрым ростом мирового спроса на нефть, что сразу же создало условия для возникновения дефицита ее предложения и поставок. В то время Саудовская Аравия была единственным производителем нефти, способным поддерживать темп добычи на уровне ненасытного мирового спроса на нефть. Воспользовавшись этой ситуацией, королевство сделало рывок, превратившись из ведущего производителя нефти с уровнем добычи в 2,5 млн. баррелей в сутки в 1965 году в звезду первой величины с уровнем добычи свыше 8 млн. баррелей в сутки в 1974 году.

Но и такие объемы не смогли бы увеличить значимость Саудовской Аравии для мировой экономики, если бы цена на нефть осталась на прежнем уровне, то есть чуть более $1 за баррель в начале 70-х годов прошлого столетия. Поэтому политические кризисы мирового уровня, а точнее, потрясения на Ближнем Востоке (арабо-израильская война 1973 года послужила повышению стоимости нефти до $11 за баррель, а после исламской революции в Иране, а также после оккупации советскими войсками Афганистана к 1980 году цена барреля «черного золота» достигла $40) создали благоприятную атмосферу для дорогой нефти. В результате доходы Саудовской Аравии росли невиданными темпами.

Однако эта мусульманская страна, которая долгое время управлялась только одной семьей, а общество не имело возможности влияния на принятие каких-либо решений, не была готова к притоку такого обилия нефтедоходов (в 1970 году ее доходы были на уровне $2,2 млрд., а спустя всего 10 лет достигли $105 млрд.). Поэтому через несколько лет начались наблюдаться первые негативные симптомы «нетрудовых» доходов страны.

Первым явлением было то, что местное население просто перестало трудиться, то есть работать. По данным на период первого нефтяного кризиса, треть населения составляли работавшие в королевстве иностранцы. В тот период в нефтяной промышленности Саудовской Аравии все квалифицированные специалисты были иностранцами, кроме того, в стране иностранная рабочая сила постепенно внедрялась повсюду в сервисные и вспомогательные работы.

Второе, население начало быстро расти. Для нефтяного государства, которое не может развивать ненефтяной сектор, рост населения – главный враг экономики. Если исходить из расчета на душу населения, то саудовский валовый внутренний продукт (ВВП) на 50% ниже, чем в самых бедных странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А по подсчетам западных экспертов, которые приводит в своей книге исследователь Метью Симмонс «Закат Саудовской нефти», даже после многократного повышения цен на нефть по уровню жизни Саудовская Аравия дойдет до уровня Испании (одна из трех бедных стран Запада) 2005 года лишь в 2024 году. Практически благополучие страны зависит только от мировых цен на нефть.

Любые колебания на мировом нефтяном рынке тут же сказываются на всей саудовской экономике. Объем нефтяных доходов упал с $105,8 млрд. в 1980 году до $24,2 млрд. в 1985 году, вырос до $40,7 млрд. в 90 году и стабилизировался на уровне $48,5 млрд. к концу 90-х годов. Его ВВП в конце 90-х годов на душу населения был даже ниже $8000, хотя 15 лет до этого был на уровне $25000.

Третье, в экономике страны, кроме нефтяной промышленности, практически не развивали другие отрасли, так как они просто затонули в «нефтяном болоте». 80% государственных доходов и свыше 95% экспорта страны приходится на нефть. По прогнозам западных аналитиков, нынешняя Саудовская экономика – это только нефть, и так останется в обозримом будущем. Здесь работают те отрасли, которые связаны с нефтегазовой промышленностью (нефтегазовая госкомпания Saudi Aramco и госхимическая корпорация SABIC), а все остальное, что нужно для жизнедеятельности граждан страны – импортируется.

Поэтому последние 5 лет постоянный рост мировых цен на нефть не привел к улучшению жизни граждан, наоборот, у них растут проблемы с удорожанием в целом жизни. По неофициальным данным, последние три-четыре года уровень инфляции постоянно – двухзначная цифра. Поэтому даже простая иностранная рабочая сила уже не соглашается работать по прежним ценам. Местному населению не остается ничего другого – у них выбора нет – сами просто отвыкли трудиться на тех работах, которые уже десятилетиями выполняют иностранцы. Стремительный рост же численности населения требует новых трудоемких отраслей экономики, которые отсутствуют. По различным подсчетам, с 2005 года иностранная рабочая сила ежегодно вывозит из страны от $17 млрд. до $20 млрд.

Без высокого уровня добычи (этого можно достичь лишь представив доступ иностранным компаниям к недрам, которым запретили после национализации нефтяной промышленности в 1979 году вести разработки месторождений) и благоприятных рыночных условий (проведение широкомасштабных, а точнее революционных реформ в экономике - развитие частного сектора, ликвидация госмонополии на различные сектора экономики и создание конкурентоспособных отраслей и т.д.) будущее экономики Саудовской Аравии действительно представляется туманным и мрачным. Эти прогнозы еще осложняются с постепенным удорожанием себестоимости саудовской нефти, которая многие десятилетия оставалась самой дешевой в мире…

Необходимо отметить, что с 1979 года добычей и переработкой нефти в стране занималась только Aramco, и лишь в марте 2004 ситуация изменилась, когда сразу три иностранных компании – российский ЛУКОЙЛ, китайская Sinopec и совместное предприятие итальянской Eni и испанской Repsol – подписали 40-летний контракт с саудовским правительством о разработке месторождений и производстве нефти в стране. Это первый случай за 25 лет, когда иностранным компаниям было разрешено добывать нефть в Саудовской Аравии (опять же не самостоятельно, а в партнерстве с Aramco). Другие нефтяные гиганты мира, такие как ExxonMobil, Shell или ChevronTexaco, тоже давно сотрудничают с Саудовской Аравией, но только в виде совместных предприятий с SABIC, и занимаются они только переработкой нефти и газа, но не добычей.

Население
В 1970 году население Саудовской Аравии не достигало даже 4-х миллионов. К первому нефтяному кризису оно увеличилось на 50%, а к второму нефтяному кризису (1980 год) выросло до 9 млн. человек. Спустя 10 лет население королевства достигло 14 млн., а к 2000 году его численность резко выросла до 22 млн. человек (интересно, что население выросло в 1,57 раза в тот период, когда цены на нефть уменьшились до минимума и внешние долги страны достигли $170 млрд.), включая около 5,5 млн. человек, не имеющих гражданства Саудовской Аравии (иностранная рабочая сила). За 30 лет численность коренного населения королевства выросла на 400% (!).

По статистическим данным ООН за 2003 год, на каждую саудовскую женщину в среднем приходилось 6,3 ребенка. Тем не менее, по прогнозам университета Утрехте, известного своими исследованиями вопросов народонаселения, к 2010 году население Саудовской Аравии уже превысит 30 млн. человек, а если демографическая тенденция решительно не изменится, то к 2030 году достигнет 50 млн. Последствия такого демографического бума привели к тому, что уже в начале XXI века руководство страны не смогло обеспечить своих граждан теми социальными благами, которыми они довольствовались последние 25 лет. Хотя, Саудовская Аравия в материальном отношении пока еще благополучнее других стран Среднего Востока.

По данным переписи 2006 года, общая численность населения около 27,6 млн. человек, из которых 6 млн. иностранцев, не имеющих статуса граждан страны. Среди мигрантов граждане Индии занимают первое место -1,4 млн. человек, затем следует граждане Бангладеш -1 млн., Филиппин – 0,95 млн., Пакистана – 0,9 млн., Египта – 0,75, а также мусульмане из стран Африки.

Население Саудовской Аравии растет очень быстро (до 1,5 млн. в год) и поэтому очень молодо - более 38% людей моложе 14 лет, половину населения страны составляют люди до 18 лет. Также характерной чертой страны является высокий уровень урбанизации - почти 90% населения страны проживает на территории всего в 3% её площади (в основном в оазисах, вокруг столицы (в 1950 году Эр-Рияде проживало всего 100 тыс. человек, в 2005 году – более 5 млн.) и на побережьях морей), причем в некоторых городах плотность населения достигает 1000 человек на кв. км.


Роскошь
Свои первые крупные доходы от нефти Саудовская Аравия направила в инфраструктурные проекты. В 70-е годы она инвестировала в столичный аэропорт пару миллиардов долларов. Сразу же был заменен парк самолетов на самые современные американские летательные аппараты. Длительное время в импорте страны числились очень дорогие самолеты. У королевской Семьи к самолетам была такая любовь, что они без всякой необходимости меняли трех-четырехлетные воздушные лайнеры на новые. Всего в Саудовской Аравии 205 аэропортов, из них 75 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием.

Такая любовь к самолетам сохраняется и по сей день. Принц Саудовской Аравии Валид Бин Талал стал первым частным лицом, купившим себе самолет-гигант Аэробус А380, на борту которого могут разместиться 550 человек. Цену покупки пока не разглашают, но стоимость самолета по каталогу составляет $320 млн. Однако на отделку самолета, проект которой должен утвердить сам принц, уйдет минимум еще $200 млн. По сообщениям мировых СМИ, принц Валид Бин Талал любит купаться в мире роскоши, поэтому обладает несколькими престижными гостиницами в мире, таких, как «Джордж V» в Париже, «Плаза» в Нью-Йорке, «Савой» и «Фо Сизонс» в Лондоне, а также «Нил Плаза Фо Сизонс» в Каире.

Открытый в 1986 году, мост Кинг-Фахд-Козуэй имеет длину около 25 км, и соединяет Саудовскую Аравию с Бахрейном. Это самый дорогой мост в мире - его стоимость $36 млрд. Он пересекает остров Умм-ан-Наасан, на территории которого расположен небольшой заповедник. А на самом мосту привлекает внимание колоритный ресторан с обзорной площадкой.

«Al Salamah» (обитель мира) - одна из самых крупных в мире мегаяхт: 142 метра в длину и 23 метра в ширину. Яхта оценивалась в конце 90-х годов более, чем $200 млн. Содержание судна такого класса обходилось в $20 млн в год. Официально яхту купил Саудовский королевский дом, но известно и имя точного владельца - принц Султан бен Абдул Азиз аль Сауд, второй заместитель премьер-министра, нынешний Министр обороны Саудовской Аравии (он занимает этот пост с 1962 года) и сын покойного короля Саудовской Аравии Фахда, третий человек в государстве. Это уже четвертая по счету мегаяхта, которая принадлежит Саудовскому королевскому дому.

На недавнем всемирном экономическом форуме в Давосе представители правительства Саудовской Аравии представили планы использования «нефтяных денег». Среди этих планов – создание нового города, в котором будут построены роскошные гостиницы, торговые центры и парки для детей, а также современные жилые кварталы для тысяч работников, занятых в нефтяной и нефтехимической промышленности. Правительство Саудовской Аравии готовится к созданию современного туристического центра, в который будет инвестировано $100 млрд.

Другой мегапроект - Промышленный город имени короля Абдаллы на западе страны. Общая стоимость работ составит $27 млрд., а по площади город будет втрое превышать Манхэттен. Один из подрядчиков, участвующих в строительстве, рассказывает о широком, обсаженном пальмами бульваре, который протянется на 12 миль через пустыню до самого берега Красного моря.

Налоги
Основными налогами являются налоги на доходы частных лиц и налоги на прибыль компаний. Ставка налога на прибыль компании варьируется от 25% (в случае, если налогооблагаемая прибыль компании не превышает 100 000 риалов ($26 670) в год) до 45% (если прибыль компании больше 1 млн. риалов ($266 700) в год). Налог на доходы частных лиц также взимается по прогрессивной шкале по ставке от 5% (при доходах до 16 тыс. риалов ($4270) в год) до 30% (при доходах свыше 66 тыс. риалов ($17600) в год).

В отличие от большинства стран, с неграждан Саудовской Аравии подоходный налог не взимается. Еще один налог – так называемый «закат» - налог на имущество в пользу нуждающихся мусульман, который взимается с владельцев крупной собственности по ставке в 2,5%. Больше никакие налоги в королевстве не взимаются.


Проблема N1
Ненефтяной частный сектор в промышленности, включающий свыше 2400 компаний, обеспечивает рабочие места для 25% жителей страны. Государство постепенно начинает отказываться от своей роли «локомотива» экономики и делает ставку на частное предпринимательство. Однако ответная реакция пока что весьма сдержана. Причины небольшой заинтересованности частного капитала в промышленных проектах состоят не только в его слабости и непрофессионализме, кроме того, в привычке к государственной опеке.

Отраслевая структура экономики – в структуре ВВП преобладает промышленность (в основном нефтяная), которая обеспечивает 67,2% ВВП, еще 28,6% дает сектор услуг, и 4,2% - сельскохозяйственный сектор. Примечательно, что пригодная для ведения сельского хозяйства земля составляет всего 1,72% территории королевства. Все остальное – пустыня, на юго-востоке страны немного гористой местности.

Огромный аппарат саудовского короля, а также многочисленное количество госслужащих малоэффективны в настоящее время. Даже местная газета «Ар-Рияд» однажды отмечала, что – «это почти непреодолимое препятствие» на пути подлинного развития страны. Разумеется, этот аппарат заражен коррупцией. При этом в поле зрения попадают факты коррупции по поставкам британского вооружения в Саудовскую Аравию, которые широко освещались западными СМИ (речь идет о $40 миллиардной сделке и поощрения члена королевской Семьи на сумму $1 млрд. за содействие в заключение контракта).

Необходимо отметить, что ранее саудовское общество очень редко сталкивалось с фактами коррупции, однако с ростом цен на нефть наблюдалась ее активизация. Причем коррупция стала получать все большее распространение.

По данным Transparency International, в 2006 г. королевство занимало 70-ю строку в списке стран по уровню коррупции (оно очень далеко расположилось в этом списке от Азербайджана, который последние годы всегда занимал верхние позиции). Руководство страны с прошлого года предпринимает некоторые антикоррупционные меры. Например, в конце декабря 2007 г. основное издание саудовского Консультативного совета – журнал «Аш-Шура» - опубликовало документ, определяющий ныне одно из направлений внутренней политики страны - Национальную антикоррупционную стратегию.

Вне сомнения, страна, по замечанию «Ар-Рияд», «нуждается в управленческой революции в техническом и организационном смысле этого слова». Но для этой «революции» необходимы «специалисты», а страна все еще не стала, «как обещало руководство», «огромной трудовой мастерской», хотя для этого «уже были израсходованы значительные средства». Более того, «развитие человека отнюдь не всегда сопровождает развитие национальной экономики» и «существующее законодательство» вовсе не «способствует этому развитию».

Занятность населения
Всего в стране проживает не более 7 млн. (!) граждан трудоспособного возраста. Еще в июле 2007 г. лондонская газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала заявление саудовского министра труда Гази Аль-Кусейби, в котором он, основываясь на данных Саудовского статистическо-информационного бюро, заявил, что доля безработных (среди мужчин, в стране статистика женщин-безработных не ведется) в стране достигает 11%. При этом значительный процент среди безработных – саудовских граждан составляют люди с высшим и средним образованием в возрасте от 20 до 39 лет.

Так, согласно заявлению министра Г.Аль-Кусейби, число безработных мужчин, имеющих дипломы об окончании средней школы, - 27,7%, а среди тех, кто имеет диплом бакалавра или магистранта, - не менее 57,8%. Естественно, что в женской среде эти цифры значительно выше. По саудовским данным, в частном секторе доля женщин составляет всего 1%.

Однако значительно важнее другое обстоятельство. Абсолютное большинство занятых саудовцев работают в сфере обслуживания (чуть более 34% от общего числа занятых саудовцев). В свою очередь, число саудовцев, занятых в производительных сферах (наука, техника, гуманитарные дисциплины), не превышает 19,7%. Доля же саудовцев, занятых в сфере промышленности (в частности, в тех ее отраслях, которые не связаны с нефтедобычей и нефтепереработкой), понижается до минимума – всего 1% общей численности занятых в этой области.

Тем не менее, в этой связи возникает важный аспект проблемы. Немалое число саудовских граждан, получивших высшее и среднее образование в целенаправленно создающихся в последнее время нынешним монархом технических университетах и техникумах, стремятся покинуть страну. В седьмом пятилетнем плане на 2000-2005 гг. вновь на первое место было поставлено «развитие человеческих ресурсов» для создания рабочей силы, способной заменить иностранных работников.

Наряду с повышением квалификации коренных жителей, не менее важной и трудной задачей считается привлечение на рынок труда выпускников школ и университетов, в настоящее время считающих образование не столько средством к существованию, сколько способом повышения престижа, и не спешащих включаться в трудовую деятельность.

Вместе с тем некоторые экономисты считают, что рост инфляции может привести к полному исчезновению среднего класса, создав положение, когда саудовское общество будет представлено бедными и богатыми, что приведет не только к коренному изменению существующей социальной структуры, но и к опасным последствиям для всего общества. Это связано с тем, что, если бедные получают жилища, оплачиваемые счета и помощь благотворительных обществ, помогающую им справляться с жизненными невзгодами, то средний класс такой помощи, естественно, лишен».

Каковы, по мнению газеты «Ар-Рияд», основные причины сложившегося положения? Их несколько. Это продолжающееся падение курса американского доллара (только за 2007 год Саудовская Аравия и страны Персидского Залива по подсчетам западных экспертов потеряли $60 млрд.) и, как его следствие, снижение покупательной способности саудовского риала (только в 2007 году это снижение составило не менее 20%). Это резкое увеличение цен на импортируемую продукцию и одновременно рост потребления, когда граждане страны стремятся избавиться от обесцениваемой национальной валюты, лишь увеличивая инфляцию. Это проводимая национальными банками политика кредитования граждан, нуждающихся в жилье (по словам газеты, «цены на саудовском рынке недвижимости фантастичны»), когда «взимаемый банками процент составляет почти 30% средней заработной платы саудовского государственного служащего. Это означает, что этот служащий сможет возместить банку полученный им кредит только после 105 лет непрерывной работы». Но важнее все же другое - газета вновь обращается к идее отсутствия государственной стратегии, направленной на решение тех социально-экономических проблем, с которыми сегодня сталкивается Саудовская Аравия.

Не слишком ли критична эта газета? Но ее критика вовсе не направлена против ситуации, сложившейся после того, как в 2006 г. Саудовская Аравия вступила во Всемирную торговую организацию. Для издания, выражающего точку зрения национального предпринимательского класса, это был естественный и необходимый шаг, определявшийся задачами последовательного развития страны и ее еще большего вхождения в мировую экономическую систему. Но вместе с тем это издание видит, что эта ситуация создала беспрецедентную возможность для роста «дикого капитализма», вторгающегося в разнообразные сферы жизни национального социума, все еще привыкшего действовать на основе традиций патриархального времени, когда государство выступает в качестве ведущего патрона, обеспечивающего «благо» всех общественных страт и слоев.

Да, разумеется, газета выводит из сферы критики высший эшелон государственной власти, представленный королем и наследным принцем. Однако ни для кого в Саудовской Аравии не секрет, что крупнейшие банковские структуры страны служат сферой приложения капиталов (банковский сектор остается под контролем государства и все 12 коммерческих банков страны контролируются властями в лице министерства финансов), представляющих собой собственность членов правящей Семьи или официального религиозного истеблишмента. Ни для кого в Саудовской Аравии не секрет, что сегодня там именно эти социальные группы осуществляют открытое расхищение национальных богатств, действуя на основе «ползучей» приватизации, в том числе, и некоторых структурных подразделений нефтедобычи и нефтепереработки. Совсем не случайно, что в уже цитировавшейся передовой статье «Ар-Рияд» от 15 декабря речь шла, в частности, о том, что «гражданам страны неизвестна судьба фантастических доходов государства, определяемых ростом мировых цен на нефть» (по данным западных СМИ, в 2007 году нефтедоходы Саудовской Аравии превысили $160 млрд.).

Итоги
На начальном этапе своего развития (начало 70-х годов) Саудовская Аравия в полной мере пользовалась возможностями нефтяного бума. Непрерывно возраставший поток финансовых средств создал тогда у правителей страны ложные представления о неисчерпаемости этого источника доходов и возможности простого переноса в Аравию отдельных участков западной экономики.

Первое привело к бесконтрольным и непроизводительным расходам, «перегреву» национальной экономики, второе – к недоиспользованию производственных мощностей из-за нехватки квалифицированной рабочих рук и трудностей сбыта готовой продукции. Стремительная индустриализация вкупе с урбанизацией, в итоге, обостряли проблемы водных ресурсов и бесперебойного обеспечения населенных пунктов электричеством.

Интересно, что в Саудовской Аравии также присутствует проблема нехватки «света», хотя по потреблению электроэнергию на душу населения (свыше 12 тыс. кВт-час в год) она входит в первую тройку лидеров. Столько же электроэнергию потребляют в США, однако по объему ВВП США превосходит Саудовскую Аравию в 35 раз (!). В настоящее время в стране осуществляется 25-летняя программа развития электроэнергетики, которая позволит к 2020 году увеличить производство электроэнергии на 69,3 тыс. мегаватт. Общий объем капиталовложений в эту программу достигнет $117 млрд.

Правящие и господствующие слои в королевстве составляют в основном одни и те же люди – около 7 тыс. эмиров королевской семьи Саудидов, родственные им кланы бедуинской «аристократии», верхушка бюрократии и крупной буржуазии. Формальное «осовременивание» социальной структуры в Аравии не привело к ее коренной перестройке.

Принадлежность к определенному племени или местности продолжает играть определенную роль. Хотя в условиях возросшей социальной мобильности облегчились условия для продвижения по вертикали, это происходит в административно-государственном аппарате, в меньшей степени – в бизнесе. Ключевые рычаги управления и господствующие позиции в экономической жизни прочно занимает семья Саудидов, превратившаяся из феодального клана в конгломерат различных корпораций и своеобразную «государственную партию».

Частными проявлениями реформ стали широкое распространение презрения к труду на материальном производстве, стремление к работе в госсекторе или на госслужбе с твердыми гарантиями надежности, отношение к иностранным рабочим как к современному варианту рабов (рабство в королевстве было отменено только в 1962 году), но также – желание сохранить нечто устойчивое.

По мнению западных аналитиков, за три десятилетия избыточного финансирования ни одна из арабских стран-нефтеэкспортеров не смогла создать эффективной экономики за пределами нефтяного сектора. Это характерно как для стабильно прозападных стран, так и для стран «экспериментаторских» - Ливии, Алжира, Ирака. То же можно сказать и о фундаменталистском шиитском, с 1979 года, Иране (хотя там из-за американского эмбарго кое-что научились сделать сами).

Отсюда вывод: в условиях традиционного общества сверхприбыль, полученная от экспорта нефти, не превращалась в эффективные инвестиции в экономику и либеральные институты (считается, что по качеству региональных автомобильных дорог Саудовская Аравия занимает одно из последних мест среди соседних стран-экспортеров нефти). Напротив, она прочно зафиксировала социальный статус-кво в большинстве стран-производителей, мощными дотационными тромбами постепенно парализовала его живые адаптационные системы, предназначенные для приспособления общества и государства к внешнему окружению и потребностям экономического развития.

Азербайджан
Итак, становится ясным, что за деньги, причем даже за очень большой капитал, нельзя достичь устойчивого развития экономики. Азербайджан в 2011 году планирует выйти на уровень добычи нефти 60 млн. тонн. Причем, после этого начнется спад. А Саудовская Аравия с 1974 года стабильно добывает около 400 млн. тонн нефти (с 2004 года же более 500 млн. тонн). На этом же уровне эта страна сможет добывать сырье еще 70 лет. У Азербайджана же возможности ограниченные, то есть все надежды на «Азери-Чыраг-Гюнешли». Максимум 7-8 ближайших лет правительство может позволить себе вольно тратить нефтедоходы (строить объекты), после этого же придется «затягивать ремни»…

Вы можете на минуту представить себе, что к 2020 году население Абшеронского полуострова достигнет 8 млн. человек? А почему бы нет? Если к середине 2007 года, по данным МЧС, здесь реально проживали 4,17 млн. человек, то вполне возможно, что после создания промышленного городка в самом Сумгайыте и строительства десятки молодежных городков (причем продолжить ежегодные темпы строительства не менее 1 млн. кв.метров в столице), а также создания сотни тысяч дополнительных рабочих мест в секторе услуг (ну, в мегаторговом центре «Эр-Рияд» в Хырдалане должны же работать большое количество людей, естественно, они и обязаны жить на Абшероне, то же самое относится к новым торговым центрам «Садарак» и «Бина» по дороге в Локбатан) - это вполне реальная картина будущего.

По логике, если люди на торговле (не говоря уже о нефти) начнут зарабатывать деньги, то и должны тратить их. А как наши граждане тратят свои доходы, известно: они не очень любят путешествовать, зато при возможности не откажутся пойти «на обед» хоть 3 раза в день (достаточно вспомнить массовое превращение «Чайхан» в «Чай Еви»).

Поэтому в Азербайджане заметная часть нефтедоходов все-таки уйдет на расширение сферы услуг и развлекательного бизнеса. А это хороший сигнал для тех азербайджанцев, которые покинули страну в трудные 90-е годы. Однако они покинули страну в те годы «в единственном числе», но вернутся с семьями. Вот Вам и резкое увеличение численности населения. Если сейчас в Баку около 500 тыс. автомобилей, то к тому времени их будет 1,5-2 млн. (иметь автомобиль в Азербайджане все-таки не необходимость, а хобби), значить актуальность автопробок будут еще расти. Если мы только в прошлом году на дорожную инфраструктуру потратили почти полмиллиарда долларов ($472 млн.), то с учетом инфляции через 10 лет потратим 2-3 миллиарда.

А вы знаете, какая сумма вложена в Государственную Программу инвестиций на 2008-2011 годы? 15,2 млрд. – причем в манатах, а в долларах ближе к $20 млрд. Это как раз расходы на проведение Олимпийских Игр, к чему усиленно готовится правительство Азербайджана.

Ильхам Шабан
Директор Центра Нефтяных Исследований