iv_g (iv_g) wrote,
iv_g
iv_g

iimes.ru: Перспективы суданского рынка углеводородов

А.А.Быстров
17 января 2011
http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/17-01-11.htm

Если перед Хартумом в силу отделения богатых углеводородами южных штатов отчетливо замаячила перспектива непопулярных экономических реформ, то в Джубе царят совсем другие настроения. Там превалируют предчувствия скорого нефтяного бума и прихода на внутренний рынок крупнейших американских и европейских компаний. При этом мало кого волнует практически полное отсутствие в новообразуемом африканском государстве элементарной материальной и социальной инфраструктуры.

Основные надежды Джубы в этом вопросе связаны, как это не удивительно, совсем не с американцами, а с французами. В марте с.г. французская «Тоталь» и испанская «Стар Петролиум» начинают эксплуатацию двух блоков в штате Джангли. «Один из них – это блок Б, крупнейший на юге, который будет разрабатывать «Тоталь». Испанцы будут работать на блоке Е. Мы рассчитываем, что эта разработка позволит утроить нынешний объем добычи нефти», - заявил на днях пока федеральный министр природных ресурсов Гаранг Динг. Напомним, что на сегодняшний день на южносуданских месторождениях углеводородов добывается 450 000 баррелей в день. Таким образом, в планах Джубы «перевалить» через миллион баррелей в день. Вопрос стоит в этом случае в пропускной способности единственного трубопровода и нефтеперерабатывающего завода в Порт-Судане. Этот аспект министр как-то забыл упомянуть.

В 1983 году французы впервые заявили себя на южносуданском рынке углеводородов, но тогда они работали совместно с рядом кувейтских и американских фондов. Всяческая активность тогда наталкивалась на серьезные проблемы, связанные с гражданской войной, но после заключения Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) в 2005 году «Тоталь» подтвердила свои права на блок Б, при этом обойдя своего основного конкурента на тот период времени английскую «White Nile». В 2007 году из консорциума в связи с введением режима экономических санкций добровольно вышла американская «Марафон Ойл», что вновь вызвало серьезную задержку реализации проекта, теперь уже по вине Джубы, которая не хотела отдавать единоличные права на разработку исключительно французам. Она настаивала на привлечении к участию других иностранных партнеров, что в принципе является общепризнанной практикой и позволяет играть на внутренней конкуренции между ними. Обратим внимание на интересный факт: «Тоталь» отказалась от альянса с теми же испанцами из «Стар Петролиум», которых усиленно «лоббировали» в южносуданском руководстве. Мотивировалось это тем, что одним из собственников указанной компании были представители Ирана. В свою очередь французская сторона в качестве альтернативы предложила катарскую нефтяную компанию, но вновь натолкнулась на сопротивление Джубы, которая отказалась на тот период времени предоставлять катарцам требуемый 20% пай. При этом испанская компания осталась на южносуданском рынке, что говорит о сильном проиранском лобби в Джубе. Это новый момент, который надо запомнить.

На настоящий период времени расклад сил следующий. «Тоталь» имеет права на 32,5% добытых в перспективе углеводородов, кувейтская «Куфпек» - 27, 5%, северосуданская «Судапет» - 10%, а южносуданская «Нилпет» и подконтрольные ей структуры должны в ближайшее время довести свою долю до 20%. То есть западники совокупно «держат» контролирующий пакет акций. Начало активной деятельности в блоке Б, по словам представителей европейских компаний, начнется только после официального и международного признания нового государственного образования на Юге. В этой связи не совсем понятны заявления южносуданских официальных лиц о начале эксплуатации уже в марте с.г, когда как официально новое государство должно начать функционировать в полной мере только после окончания предусмотренного ВМС «переходного периода», т е. летом 2011 года. Интересны объяснения суданского министра природных ресурсов о мотивах привлечения именно западноевропейских фирм к разведке и добыче. «Мы хотим, чтобы «Тоталь» принесла с собой новые стандарты и технологии. Те азиатские компании, которые сейчас присутствуют на нашем рынке, не соответствуют стандартам экологии и безопасности. Мы хотим, чтобы этот рынок был диверсифицирован, нам необходимы западные опыт и практика», - заявил он. Ни больше, не меньше. Очень приятно, что официальное лицо подтвердило ранее высказываемое нами предположение о том, что перспектива присутствия китайцев на суданском рынке нефти будет сокращаться по мере выхода страны из-под режима экономических санкций, несмотря на их дешевые кредиты и дармовую рабочую силу. Африканцы уже сильно устали от устаревших и затратных китайских технологий. Им необходимо пусть и дорогая, но в разы более эффективная европейская технология, которая дает, несомненно, более высокий КПД, а, следовательно, и прибыль. В конечном счете, дешевле выходит. И плюс, конечно, выход на европейский финансовый рынок. Это первый «звонок» для китайских стратегов новой «африканской политики».

Министр Динг затронул также вопрос и строительства нового трубопровода в Кению. Подчеркнем, что этот вопрос является краеугольным для сохранения стабильности в регионе и выходит далеко за рамки чисто технических проектов. Строительство альтернативных от «северосуданского» путей транспортировки углеводородов в состоянии серьезно изменить всю геополитическую модель в регионе Северной Африки. Действительно, монополия Хартума на «трубу» в настоящее время является самой оптимальной гарантией от возникновения новой гражданской войны (ибо от этого зависит стабильность политических режимов и на Севере и на Юге), а также сдерживающим фактором для южан для начала широкомасштабных ирригационных и гидро- проектов в истоках Нила, к чему их активно подталкивают их южные соседи, но что чревато большими катаклизмами (и сегодняшний Тунис этому служит доказательством) для северян и египтян.

«Мы думаем, что строительство нового трубопровода обусловлено тем, что блок Б находится слишком далеко от уже действующего трубопровода. Если запасы в нем окажутся достаточными, то есть смысл строить новый путь или в Кению, или в Уганду», - заявил министр. Ранее уже говорилось о том, что новый трубопровод будет строить та же «Тоталь», а нефтеперабатывающий завод в Кении – китайцы. Стоимость проекта – порядка 1,5 млрд долларов США, и это без учета многочисленных политических рисков, типа повстанцев из LRA или возможной внутренней нестабильности внутри СНОД (вспомним того же мятежного генерала Атора). Но самым главным «если» конечно является экономическая целесообразность этого предприятия, чем собственно и будут в первую голову «озадачиваться» западные и не только инвесторы. Здесь не все понятно с потенциалом этих блоков. И понять действительные его масштабы, возможно, будет только в процессе начала эксплуатации, а это время. Время, которое работает на Хартум.

Еще одной проблемой, с которой в скором времени столкнуться северяне – это дискриминация их рабочих, которые составляют абсолютное большинство на нефтяных приисках. Уже сейчас в полный голос из Джубы доносятся призывы (подержанные «на местах») предоставить выходцам из Юга такую же зарплату, как и их коллегам из северных районов. Ну и соответственно увеличить их пропорцию в общем количестве занятых в этой отрасли. Как следствие, северяне боятся (и правильно делают), что в результате независимости Южного Судана они просто-напросто лишаться своей работы. В настоящее время они действительно получают больше своих коллег из южных районов, чему существуют свои логические объяснения, начиная от условий «вахтового метода» и заканчивая более высокой профессиональной квалификацией. Ситуация очень просто может развернуться в другую сторону, что оюразует еще один блок недовольных слоев населения, который будут обвинять во всем Хартум. Единственное, что здесь утешает, так это только то, что у южан действительно нет квалифицированных рабочих, и в самое ближайшее время восполнить этот дефицит они не в состоянии. С другой стороны, Джуба уже заявила, что она намерена привлечь в страну на различные виды работ порядка 250 тыс. иностранных специалистов. Чувствуется, что южносуданские руководители уже мнят себя «африканскими заливниками». Остается только добавить, что для того, чтобы действительно стать таковыми, надо разучиться воровать, хотя бы в таких ошеломляющих объемах как сейчас. Но иностранная рабочая сила – это проекты, а столкновения, как на самих месторождениях, так и в местах компактного проживания рабочих на волне эйфории независимости вполне вероятны.

Общий вывод из всего сказанного все-таки больше оптимистичный. И связано это, прежде всего с тем, что 98% своего бюджета будущее независимое государство получает от нефтяного экспорта. Любая война или нестабильность в этой связи для него смерти подобны. Другой вопрос, что в общем-то потенциально богатейшее государство (в расчете на душу населения) тем не менее вряд ли сможет разумно этим богатством распорядится. К этой версии развития событий склоняются эксперты ООН, которые прогнозируют уже в самой ближней перспективе элементарный голод в южных суданских штатах. Эта опасность названа самой реальной на сегодняшний день, и никаких оснований не верить их выкладкам нет.
Tags: iimes.ru, Африка, Африка северная, Судан, обзор, прогноз, углеводороды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments