iv_g (iv_g) wrote,
iv_g
iv_g

Россия: Дефицит топлива на АЗС могли спровоцировать нефтяные компании

С дефицитом топлива столкнулись как минимум 10 регионов. Где-то приобрести бензин не могут пока владельцы АЗС (Белгород, Новосибирск, Брянск, Мурманск, Сахалин). Но в Алтайском крае и Воронежской области топливо исчезает и из розничной продажи. «В течение четырех дней в Алтайском крае прекратила работу половина АЗС, люди стоят в очередях по три часа», — рассказывает президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Ситуация в Воронеже аналогична: независимые АЗС закрываются, на заправках нефтяных компаний очереди, говорит вице-президент Воронежской топливной ассоциации Павел Паринов. «В Новосибирске ситуация драматична, — говорит владелец местной сети АЗС “Беркут” (пять заправок) Михаил Сенчук. — Запасов топлива хватит максимум до конца недели».

Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», ТНК-ВР наличие очередей на заправках или ограничения по продаже бензина «в одни руки» отрицают.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю возбудило в отношении «дочек» «Роснефти» и «Газпром нефти» дело по признакам картельного сговора. В Белгородской области началось расследование.

Топливный кризис застиг премьера Владимира Путина в Дании. Из Копенгагена он поручил «руководителям всех соответствующих ведомств» незамедлительно провести тщательный мониторинг ситуации, доложить о ее причинах, реализовать «необходимые меры» по ее стабилизации, рассказал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Причины выясняет ФАС, отчиталась вчера вечером служба: более чем в 20 регионах России (точный список не приводится) начались комплексные проверки. Объяснить причины дефицита служба потребовала у всех крупных нефтяных компаний — «Роснефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Башнефти» и «Альянса».

А в Минэнерго прошло совещание по ситуации в Алтайском крае, сообщил советник министра Дмитрий Клоков. Правда, чиновники и нефтяники ограничились решением «интенсифицировать биржевые торги», добавляет он. А «Роснефть» и «Газпром нефть» обещали увеличить отгрузки топлива на Алтай.

Причина кризиса в том, что независимые АЗС фактически остались без доступа к оптовому рынку, говорит замдиректора ИАЦ «Кортес» по развитию Павел Строков.

Раньше независимые АЗС покупали оптовые партии топлива в основном по прямым договорам у нефтяных компаний, рассказывает Матвейко. Но в феврале Путин поручил снизить цены на бензин и в рознице, и в опте. Нефтяники это сделали, но существенно ограничили продажи по прямым договорам, говорит Матвейко, заявки независимых просто не принимаются. То же самое говорят Сенчук и Паринов. «Мы можем покупать бензин на бирже, но на ней цены взлетели», — отмечает Матвейко. Купленный на бирже Аи-92 придется в розницу продавать не дешевле 28 руб. за литр при текущих среднероссийских у нефтяников 23,6 руб., добавляет Паринов: «Понятно, что мы не выдерживаем конкуренцию».


«Газпром нефть» продолжает отгрузки по прямым договорам независимым АЗС, уверяет ее представитель, не раскрывая, изменились ли объемы. А вот «Роснефть» действительно прекратила отгрузку независимым АЗС, говорит представитель этой компании. Это сделано, чтобы избежать спекуляций.

Другую версию событий на Алтае вечером выдвинуло Минэнерго. В рознице и опте там доминируют независимые участники рынка (70% АЗС и 28 из 40 нефтебаз). Но независимые операторы снизили или приостановили закупку топлива с нефтебаз, так как оптовые цены превышают розничные цены на АЗС нефтяных компаний («Роснефти» и «Газпром нефти». — «Ведомости»), отмечено в сообщении Минэнерго.

Решение ситуации зависит от действий власти, говорит Строков. Есть два пути. Первый — вернуться к рыночному регулированию цен на топливо. Но это чревато удорожанием бензина в рознице, таким образом, власти признают неэффективность принятых ранее мер. Второй — заставить нефтяников нарастить объемы поставок в свои розничные сети в проблемных регионах. Дефицит будет ликвидирован, но вместе с ним умрут и независимые АЗС. А долго ли нефтяники смогут торговать бензином по замороженным розничным ценам — тоже непонятно, резюмирует Строков.

Нефтяники не виноваты в топливном дефиците, уверяют их представители. Причины в нежелании независимых игроков пользоваться рыночным инструментом торгов — биржей, говорит представитель «Роснефти», и в проводимых плановых ремонтах на НПЗ (у «Роснефти» ремонтируется один из семи НПЗ, один — у ТНК-ВР, у «Лукойла» — установка на одном из НПЗ). «Роснефть» вдвое снизила экспорт в этом году, а «Газпром нефть» на 10% увеличила отгрузки на внутренний рынок в 2011 г., сообщили представители этих компаний. Представители «Газпром нефти», «Башнефти», «Лукойла», ТНК-ВР, «Татнефти», «Сургутнефтегаза» о причинах кризиса говорить не стали.

Поставки нефти на российские НПЗ не снижались ни в марте, ни в апреле, следует из статистики Минэнерго и ЦДУ ТЭК: суточные объемы в марте на 0,2% выше прошлогодних (хотя и на 4,4% ниже февральских, но тогда был локальный рекорд). Сопоставимы и оперативные данные апреля: в 2010 г. поставки составляли в среднем по 652 690 т в сутки, на начало апреля этого года — 676 200 т, на 25 апреля — 670 600 т.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/259303/kuda_utek_benzin
Tags: vedomosti.ru, Газпром нефть, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Россия, бензин, бензин цена, нефтепродукты, нефтяные компании, правительство, торговля, цена
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments