?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 May 2011 @ 09:45 am
Бензиновый кризис в России  
03.05.2011
Цены на бензин в России пошли вверх, только за прошедшую неделю прибавив почти 1%. Это не предел, предупреждают эксперты: если справиться с дефицитом не удастся, стоимость литра Аи-92 перевалит за 30 руб.

В начале февраля премьер Владимир Путин потребовал от нефтяников снизить цены на нефтепродукты, и те прислушались: за три недели оптовая стоимость бензина упала на 3-4,5%, дизтопливо подешевело на 8,2%. На АЗС цены в среднем были снижены на 1-1,5 руб./л и заморожены. Правда, продлилось это недолго — с апреля компании отпустили цены, рапортуют региональные УФАС: в нескольких регионах стоимость топлива вновь выросла на те же 1-1,5 руб./л. В Алтайском крае и Тамбовской области за литр «народного» Аи-92 некоторые АЗС просят уже 27-28 руб., сообщают антимонопольные управления этих регионов.

На прошлой неделе цены росли в 63 региональных столицах, больше всего — в Кызыле (+7,8%), гласят данные Росстата. В 19 городах стоимость топлива по сравнению с предыдущей неделей не изменилась, снижение зафиксировано только в Назрани (0,3%).

В среднем за прошедшую неделю стоимость бензина в России выросла на 0,8%, дизтопливо подорожало на 0,5%, отмечает Росстат. Больше всего (0,9%) прибавил как раз Аи-92: в конце недели он стоил 23,60 руб./л. Цена на Аи-95 росла медленнее (+0,7%) и к 24 апреля достигла 25,57 руб./л. Аи-80 подорожал на 0,8% до 21,85 руб./л, дизель — на 0,5% (до 23,46 руб./л).

С начала апреля цены прибавили 1,4%, а с начала года — уже 3,1%, следует из данных Росстата. Но это не предел, предупреждал еще в середине недели президент «Лукойла» Вагит Алекперов. По его оценкам, из-за роста цен на нефть и увеличения топливных акцизов стоимость бензина в России в ближайшее время увеличится на 5-7%. Те же прогнозы у замглавы Минэнерго Сергея Кудряшова.

На цены давят растущая стоимость нефти и акцизы (в 2011 г. они увеличились на 29-50% в зависимости от класса бензина и удвоились для дизтоплива), соглашается аналитик БКС Андрей Полищук. «До 4,5 руб. в стоимости одного литра бензина — это налоги», — напоминает он.

Цены на АЗС будут расти и дальше следом за оптовыми, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По данным ИАЦ «Кортес», Аи-95 за неделю подорожал на 4,5% до 29 200 руб./т, Аи-92 — на 7,5% до 28 947 руб./т. Были сделки и дороже 33 000 руб./т, т. е. 24 руб. за литр, отмечает Аркуша. Если прибавить к этому транспортные (2 руб./л) и накладные (3 руб./л) расходы, а также прибыль оператора, конечная цена топлива на АЗС может перевалить за 30 руб. за литр, подсчитали эксперты «Кортеса».

Главные причины роста цен — сезонное увеличение спроса и ограниченное предложение топлива. Чтобы справиться с дефицитом, правительство решило повысить пошлину на экспорт нефтепродуктов: с 1 мая она вырастет на 44% и составит $408,3 за тонну, или 90% от пошлины на нефть. Эффект от принятых мер будет: продажа тонны Аи-92 на спотовом рынке европейской части страны на прошлой неделе была на 3750 руб./т убыточнее экспорта, а с майской пошлиной была бы на 1560 руб./т прибыльнее, подсчитал «Кортес».

Представители нефтяных компаний не спешат обсуждать рост цен на топливо: на запросы «Ведомостей» не ответили в «Роснефти», «Газпром нефти» и «Лукойле». А представитель ТНК-ВР сказал лишь, что ценовая политика компании меняется вслед за рынком.


http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/259526/otpustili_ceny

30.04.2011
Ситуация с бензином пришла к закономерному концу. А на что иное, собственно, можно было надеяться? Давайте вспомним, что произошло – в начале февраля правительство вызвало на ковер нефтяников и приказало им остановить рост цен на бензин. Произошло это потому, что в январе цены начали резко расти – собственно, они стали отыгрывать две недели праздничного затишья и догонять тот рост, который уже шел на международном рынке нефти, и кроме того, демонстрировать новую налоговую политику – увеличение акцизов, вступившее в действие с начала года. Но как позже выяснилось, это были еще цветочки.

С января этого года в России ввели новый стандарт на бензин, Евро-3, предусматривавший пониженное содержание серы и ароматических углеводородов, но не все заводы оказались к этому готовы, так что, объем бензина, способного выйти на рынок, снизился. В результате площадных революций в арабских странах, цена на нефть скакнула со 100 до 125 долларов за баррель, закупочная цена нефти для российских НПЗ выросла в той же пропорции, как и цена бензина на международных рынках. Февральскую заморозку российские производители как-то бы пережили – в конце концов, переработка в России в последние годы была весьма и весьма прибыльна, благодаря льготному балансу пошлин на нефтепродукты и нефть, да и внутренний рынок в иные годы оказывался на 30-40% прибыльнее поставок на экспорт. Февральское замораживание поставило цены на бензин в районе привычных для диапазона мировых цен около $80 за баррель. При мировой цене около $100, замороженная цена бензина оставляла бы премию внутреннего рынка около 10%, но при скакнувшей на четверть мировой цене, премия сменилась дисконтом, доходящим до 15%. Надо ли говорить, что в такой ситуации желающих торговать на внутреннем рынке стало все меньше? Причем, если частные компании, опасаясь «визита доктора», где-то как-то, стиснув зубы, продолжали поставки, то другие компании, знающие, что их-то никто не посадит, ибо они – памятники, стали действовать куда прямее. Не удивительно, что кризис начался именно в приграничном с Казахстаном Алтайском крае, снабжаемом, в основном, Роснефтью и Газпромнефтью. Тем временем, цена все-таки начала ползти вверх, сбытовые подразделения тех компаний, оптовые торговцы которых отправляли свои продукты на экспорт, стали мести рынок и предлагать все более высокую цену на бирже, транслируя ее на колонки contra omnes. А дальше включилась логика кризиса, дефолта и набегов на банки, как только участникам рынка стало ясно, что удерживать ситуацию скоро станет невозможно, и самый разумный способ выхода из нее – все-таки поднять цены, то появились все причины придержать товар до этого поднятия.

Что должно было сделать правительство в такой ситуации? Сделать так, чтобы доходность поставок на экспорт не превышала бы доходность поставок на внутренний рынок. Это, в свою очередь, можно сделать двумя способами – сделать внутренний рынок столь же доходным или экспорт столь же недоходным. Разумеется, в предвыборный год последнее, что хочет делать правительство – это допускать рост цен, так что, выбирается второе решение, пошлины на бензин задирают в полтора раза. В принципе, печали бы в пошлинах, как таковых, особой бы не было – бензин из России до последнего момента никогда особо не экспортировался. Печаль именно в том, что правительство сделало поставки на внутренний рынок невыгодными и закрепило это.

Наполнится ли рынок бензином? Хороший вопрос. Вспомните химию – нет такого химического вещества «бензин». Есть смесь углеводородов с углеродной формулой от С5 до С12, называемая бензин. Смесь С8-С16 называется керосин, С10-С20 – дизтопливо. Заметили, что эти смеси перекрываются по компонентам? Так вот, любой НПЗ можно настраивать так, чтобы увеличивать или уменьшать выход той или иной смеси. Заводы делают это каждый день, основной рычаг управления доходностью завода в операционном режиме – отслеживание цен на рынке на разные продукты и решение задачи линейного программирования, максимизирующей выручку по корзине. На дизель и керосин пошлины не изменили – и не могли изменить, в России производится вдвое больше дизтоплива, чем потребляется, его надо экспортировать, иначе остановится производство, и экспортная выручка за это дизтопливо – важная подпорка для доходность НПЗ. Несложно видеть, что в задаче линейного программирования коэффициент при бензине упал, а при дизеле и керосине остался старым. Понятно, что произойдет – выход бензина снизится до минимума, дизеля и керосина – возрастет. В правительстве, конечно, не дураки сидят и химию они все-таки учили. Вместе с увеличением пошлин, компаниям жестко сказано не изменять настройки НПЗ и не снижать их загрузку. Понятно, что что-то подобное говорилось и в феврале – и мы видим, как хорошо это подействовало. Дорога к рабству хорошо просматривается, сказавши «а», заморозив цены на бензин, и не желая отказываться от этого популистского действия, правительство оказывается вынуждено все глубже влезать в технологию производства и указывать, что и как производить. Я не помню примеров, когда это кончалось чем-нибудь хорошим. Но я знаю, например, что в одном из крупнейших нефтепроизводителей мира, Нигерии, где тоже традиционно держат «социально-близкие» цены на бензин, нефтеперерабатывающая отрасль работает в треть мощности, страна вынуждена импортировать топливо, бензина на заправках традиционно нет, зато, он есть на черном рынке в разы дороже. Схожая ситуация случалась в Иране, который тоже импортирует топливо в большом объеме, в Индонезии. В аналогичные игры и с аналогичным результатом попыталась поиграть г-жа Тимошенко, сразу после помаранчевой революции, но ей хватило политического чутья не продолжать их дольше месяца.

PS Техническая информация.

Для начала – как менялась цена в других странах за эти три месяца. Картинка не столь прозрачна, так как в разных странах в цене на колонке разнится доля налогов и налоги далеко не всегда адвалорны, они могут быть в столько-то центов за литр независимо ни от чего и скрадывать эффект роста цен товара, как такового. Вот вам два графика – цены на колонке, очищенные от налогов (кроме этого на графике есть цена бензина при оптовых продажах порту Нью-Йорка) и цены с налогами. Несложно видеть, насколько они выросли в результате в странах со свободным рынком и насколько наивны были попытки правительства в России удержать их командным окриком.




Все данные с http://www.eia.gov/emeu/international/oilprice.html

Второй пункт – размышления насчет ценообразования. В России с подачи ФАС считается, что «правильной» является цена по экспортному паритету, т.е. если некто продает товар в России по цене выше той, при которой обеспечивается доход, равный при продаже на экспорт, есть повод задать некте ряд вопросов. Логика странная – понятно, если экспортный паритет – это нижняя граница осмысленной цены, мировой рынок – бездонная яма, которая примет все, хоть и придется потратиться на перевозку. В качестве упражнения прикиньте, каков был бы экспортный паритет, скажем, соленых огурцов или строительного щебня для уральского производителя. И в Европе тоже никто не заставляет антверпенский или роттердамский НПЗ торговать бензином по экспортному паритету продаж в Пермь. Почему тогда Пермский НПЗ пытаются заставить торговать по экспортному паритету Антверпена? Заметим, что назначив пошлины в 95% от роттердамской цены можно сделать экспортный паритет вообще отрицательным (за счет того, что из роттердамской выручки надо будет вычесть не только пошлину, но и дорожные расходы).

Третье – можно ли было вылечить кризис импортом бензина. Легко проверить – на оптовом рынке в портах Северо-Западной Европы бензин сейчас стоит около 80 центов за литр., 22.40 Предположим, что везем его из Финляндии, поэтому не будем ничего брать за морской транспорт. Железнодорожный тариф от Петербурга до Москвы – 2000 рублей за тонну или 1.5 рубля за литр. 24 рубля. Акцизы – 4 рубля – 28 рублей. НДС 18% - 33 рубля за литр или 44500 рублей за тонну. Для сравнения, средняя отпускная цена НПЗ в начале апреля была 27100 рублей за тонну, а цена на колонке – 25.50 рублей за литр или 34400 за тонну. Т.е. импортный при сохранении той же маржи дистрибуции и розницы в 7300 за тонну или 5.40 за литр на колонке стоил бы 38.50 за литр круглым счетом. В Москве. Понятно, что чем дальше от порта, тем было бы дороже. И кстати, я во всех этих расчетах не упоминал 5% импортную пошлину на бензин – ее, конечно, можно было бы и отменить для борьбы с кризисом, но пока она есть.
http://akteon.livejournal.com/107703.html

29.04.2011
Бензин. Вот что QE-то животворящее делает!
35 руб. - столько должен стоить сейчас литр бензина АИ-95, исходя из роста цены нефти (см. график). Минфин и ЦБ делают все от них зависящее, чтобы удержать субсидированную цену моторного топлива для российского потребителя вывозными пошлинами и укрепляющимся рублем, но и они всесильны лишь в пределах указанной цены. Цена нефти не вполне изолирована от мирового рынка пошлинами, и тесно привязана к нему через НДПИ, к тому же закончились «налоговые каникулы» для ряда восточносибирских месторождений. Производство бензина в последние 2 недели упало на 15% ниже среднегодового прошлогоднего уровня (опустившись впервые с начала 2010 года ниже 600 тыс.т. в неделю, притом что производственные мощности позволяют производить 800 тыс. и более). Правда, там всегда в это время сезонный спад, заводы вставали на плановый ремонт. Но и против цифр аналогичного времени прошлого года – снижение процентов на 8-10%.

Есть ли тут картельное соглашение нефтяников – с ходу обвинять трудновато, ну возможно они действуют по советской еще привычке - надо сначала организовать дефицит, чтобы повышение цен народ воспринял как благо (по известной пословице - если вам тяжело живется, поселите в доме козла, а потом выпустите – сразу почувствуется заметное облегчение). Основания для «обиды» у нефтяников есть – видно (желтая линия на графике), как отпускная цена бензина пала в феврале жертвой «докторской зачистки» и приняла на себя главный удар в борьбе властей с инфляцией. Опускная цена бензина – к началу апреля в среднем 15.8 руб. за кг – примерно такая же, как и год назад, хотя цена кг нефти выросла с 6.7 до 8.9 руб., да и остальные издержки, наверное, не стояли на месте.

Мораторий на экспорт – ну, наверное, временно поможет, хотя на экспорт наш бензин наш идет не так уж сильно, ок. 10% (примерно 300 тыс. т в мес. при производстве 3 млн., а в последние месяцы стал расти в ответ на регулирование внутренних цен и послабления в пошлинах на продукты). Но из продуктов мы вывозим в основном все же котельно-печные, а не моторные топлива - солярку и мазут. Да и оснований, таких как в ситуации с пшеницей, нет (там неурожай, а тут что, чего ждать-то?). В общем, х.з. - там же министерство какое-то есть, как-то надо согласовывать, народ и так сейчас нервный, злить его дополнительно - ни к чему.

Вернемся, однако, к нашим баранам. Будем продолжать считать, что все это результат QE? А изменений относительных цен, их что - совсем не бывает?

http://zhu-s.livejournal.com/138420.html
 
 
 
Революционный гражданинstasorenburg on May 3rd, 2011 11:24 am (UTC)
Почему госкомпании не продают бензин дешевле ? Я вообще не понимаю, почему цена на топливо в России должна соответствовать мировой. Вот скажем газ - я живу в 20 км от газзавода, почему я должен платить "мировая цена-транзит" ? Газ тут, в земле, газзавод тут, а цена почему мировая ? Если исходить из этой логики, то и цены на другие товары должны быть привязаны к мировым, но у нас всё зачастую в разы дороже, получается странный какой-то принцип.

Для того по идее и созданы госкомпании, чтобы продавать топливо дешевле, помогая таким образом собственной экономике, ведь цена топлива заложена во всё. Почему же они всё делают наоборот ?
iv_g on May 4th, 2011 07:53 am (UTC)
Россия слишком маленькая страна (не Китай), чтобы идти против мирового тренда.
Если субсидировать цену бензина, то начнется его нелегальный вывоз и пр.

21.12.2010
Власти Ирана отменили государственные субсидии для населения на электроэнергию и автомобильное топливо. В результате только цена на бензин для частных лиц увеличится в четыре раза. Как утверждают в правительстве Исламской Республики, реформа готовилась давно и призвана дать толчок развитию экономики и снижению инфляции. Независимые эксперты полагают, что для Тегерана это вынужденные меры, вызванные действием международных санкций.

Масштабная программа субсидирования населения существует в Иране с 1979 года, когда в стране победила исламская революция. Помощь государства распространялась на сферы питания, оплаты коммунальных услуг и, самое главное, на автомобильное топливо. В результате еще десять лет назад бензин стоил в Иране дешевле воды, а бюджету это обходилось в $100 млрд в год. В последнее время внутренние цены несколько подросли, однако иранцы все равно платили за литр топлива всего 1 тыс. риалов ($0,09). Теперь же литр бензина обойдется им в четыре раза дороже. По прежней цене можно будет приобретать лишь 50 литров топлива в месяц.

Как пояснил в телеэфире президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, отмена субсидий проходит в рамках плана экономических реформ, утвержденного еще в начале года. Этот план, в частности, предусматривает поэтапную отмену государственных субсидий на электроэнергию и автомобильное топливо, а также хлеб. Цены на них планируется постепенно довести до средних по региону. В правительстве рассчитывают, что эти меры позволят снизить инфляцию и дать дополнительный толчок экономике, которая в прошлом году показала рост всего в 1–2%.

Из-за нехватки собственных мощностей Тегеран вынужден импортировать бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Однако с июня, когда вступили в силу санкции СБ ООН, поставки этой продукции в Исламскую Республику упали более чем на 50%. Некоторые представители иранской оппозиции утверждают, что нехватка топлива стала ощущаться не только в армии, но даже в элитном Корпусе стражей исламской революции. А это в Тегеране восприняли как прямую угрозу национальной безопасности, перед которой меркнет возможность народных волнений из-за повышения цен. Напомним, что когда в 2007 году в Иране ввели нормированную продажу бензина, это привело к массовым беспорядкам, а в Тегеране даже сожгли несколько АЗС.

Впрочем, чтобы смягчить нынешний рост цен, правительство Ирана разрешило большей части населения в течение нескольких недель покупать топливо по старой цене. Власти также запретили в ближайшие пару месяцев поднимать стоимость проезда в метро и на наземном транспорте, в том числе такси. Тем не менее, несмотря на запрет, в ряде районов плата за проезд в такси уже выросла в два раза. В ближайшее время будут объявлены новые цены на керосин, газ, воду и электричество. При этом президент Ахмадинежад призвал население не изымать деньги с банковских счетов и пообещал, что правительство продолжит выплачивать субсидии малоимущим семьям. По его словам, их размер вырастет в два раза - до $80 в месяц.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1292912520
Революционный гражданинstasorenburg on May 4th, 2011 08:16 am (UTC)
В Иране санкции, понятно почему у них экономические проблемы.
Нелегальный вывоз это не сотни тысяч тонн, сколько там можно в баке вывезти. Бензовозы и тому подобное и так досматриваются таможней, просто так не проехать. На мой взгляд, экономических преград к тому, чтобы сделать цены на бензин доступными, нету. Политические есть.