?

Log in

No account? Create an account
 
 
03 October 2011 @ 12:25 pm
Нефть и газ в бюджете России  
Федеральный бюджет РФ
http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/
Нефтегазовый дефицит
Бюджетный кодекс (БК РФ) > Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации > Раздел IV. Сбалансированность бюджетов > Глава 13.2. Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета

Нефтегазовые доходы и формирование доходной части федерального бюджета на основе нефтегазового баланса
Целевое использование нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ

В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений)

2007

Источник

21/06/2007
проект главного финансового документа страны — бюджет России на 2008 — 2010 годы

2008
Заключение счетной палаты на проект бюджета 2009-2011 гг
http://protown.ru/information/hide/6407.html
Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2009-2011 гг.

http://www.protown.ru/information/hide/6436.html

20 августа 2009
Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (Проект)









http://www.eg-online.ru/information/76012/

22 Январь 2010
цена на нефть 70 долл. за баррель, которая заложена в бюджет на 2012г., является достаточно высокой по сравнению с той, которая может сложиться в ближайшие десять лет.
http://top.rbc.ru/economics/22/01/2010/364339.shtml

1 октября 2010
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, внесённого Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 01.10.2010


http://info.minfin.ru/project_fb_fbproject.php

Основные направления бюджетной и налоговой политики
Параметры социально-экономического развития

http://info.minfin.ru/project_fb_param.php

Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета



http://info.minfin.ru/project_fb_param_bj.php

Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов федерального бюджета

http://info.minfin.ru/project_fb_polozhenija.php


Аналитические материалы
Основные подходы к формированию проекта федерального бюджета






http://info.minfin.ru/project_fb_deficit_bj.php

24 ноября 2010
Минфин РФ намерен ограничить в 2012-2014гг ненефтегазовый дефицит бюджета 4-5% ВВП - Кудрин. "Ранее мы считали, что при цене на нефть $50 за баррель мы должны будем иметь не больше чем 3,7% ненефтегазовый дефицит. Сегодня мы имеем его на уровне 13,9%, и нам нужно снова опуститься до уровня 4-5%", - сказал он.
http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=11326

3 декабря 2010

http://chich8.livejournal.com/27009.html

17 декабря 2010
Минэкономразвития скорректировало прогноз социально-экономического развития на 2011-2013 гг.

http://iv-g.livejournal.com/401167.html

17 марта 2011
"Если взять дефицит бюджета, который будет в эти годы, обернуть на цену на нефть, какая была бы нужна, чтобы бюджет был бездефицитным, это означает, что в 2011г. она составила бы 109 долл./барр., в 2012г. - 105 долл./барр., в 2013г. - 105 долл./барр.", - подсчитывал А.Кудрин еще осенью прошлого года.
http://top.rbc.ru/economics/17/03/2011/560981.shtml

30 марта 2011
Обладая крупнейшими в мире запасами газа и седьмыми по величине запасами нефти, Россия является одним из ведущих экспортеров энергоносителей в мире. Доля нефтегазового сектора (в экономической литературе к НГС относится деятельность по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа) в ВВП оценивается в 20-25%, он обеспечивает 60-65% общей величины экспорта и порядка 30% доходов бюджетной системы. В 2000-е годы российский нефтегазовый экспорт вырос на порядок, с 31 млрд долларов в 1999 году до 310 млрд долларов в 2008-м, как вследствие благоприятной конъюнктуры цен, так и наращивания физического объема вывоза ресурсов.

В 2000-е годы в России использовалось последовательно несколько подходов к управлению нефтяными доходами. С 2000 по 2003 гг. правительство планировало расходы федерального бюджета таким образом, чтобы их величина соответствовала расчетным доходам при цене на нефть 20 долларов/баррель. Дополнительные доходы от более высоких фактических цен на нефть накапливались для погашения государственного внешнего долга, хотя специального института для этого не было создано.

С 2004 по 2007 гг. в России использовался механизм Стабилизационного фонда, в который направлялись нефтяные доходы при превышении фактических цен на нефть установленной базовой цены. Базовая цена составляла первоначально 20 долларов/баррель, а с 2006 года - 27 долларов/баррель, что отражало изменение оценок долгосрочного уровня цен. По оценкам специалистов, Стабфонд улавливал примерно три четверти дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры. Кроме того, размеры нефтяных доходов, предназначенные для расходования, зависели от закладываемой в расчеты бюджета расчетной цены нефти текущего года. В результате механизм Стабилизационного фонда обеспечивал лишь частичное сглаживание бюджетных расходов.

В 2008 году Стабилизационный фонд был разделен на две части - Резервный фонд (РФ) и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Резервный фонд - заначка на «черный день», контрциклическая подушка. Согласно теоретическим представлениям, он накапливается при высоких ценах на нефть, превышающих директивно выбранное значение (обычно это долгосрочная средняя), и используется в виде ежегодных платежей в бюджет в периоды низких цен.

Согласно нормам Бюджетного кодекса России, величина расходуемых на текущие бюджетные нужды средств РФ, называемая «нефтегазовым трансфертом», фиксируется в размере 3,7% от ВВП и не зависит от цен на углеводороды. А нормативная величина Резервного фонда утверждается в размере 10% ВВП. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 года до 1 января 2014-го нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 года до 1 февраля 2014-го доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Также в указанный период приостановлен обособленный учет средств нефтегазовых доходов в составе федерального бюджета.

Своего максимального значения РФ достиг к началу кризиса - 137 млрд долларов (8,2% ВВП). В течение двух последних кризисных лет средства России интенсивно привлекались для финансирования текущих бюджетных расходов. В 2009 году из него было потрачено 76,6 млрд долларов, в 2010 году - еще 35,1 млрд. В результате к началу 2011 года Резервный фонд насчитывал лишь 25,4 млрд долларов (1,7% ВВП), что составляло менее 20% докризисной величины.

ФНБ - принципиально иная по замыслу кубышка. Это своеобразный «макроэкономический эндаумент», средства от управления которым заместят бюджету нефтегазовые доходы после исчерпания углеводородов в недрах. В ходе последнего кризиса Минфин России не привлекал средства ФНБ к финансированию бюджетных расходов, и его величина в настоящее время (88,4 млрд долларов) примерно соответствует уровню конца 2008 года.



Кризис нанес серьезный удар по государственным финансам России. Совокупные налоговые изъятия в бюджетную систему в 2009 году сократились на 8,5 процентных пункта до 30% ВВП, в том числе поступления от общих налогов упали на 4,5 п.п., а нефтегазовые доходы на 4,0 п.п. Ведь среднегодовая цена нефти снизилась на треть - с 94,4 до 61,1 доллара/баррель.

При этом совокупные расходы бюджетной системы, включая трансферты во внебюджетные фонды (ПФР и др.), выросли на 3,3 п.п. до 39,7% ВВП. В том числе расходы на выплаты пенсий выросли на 1,4 п.п. до 8,1% ВВП (в 2010 г. они достигли почти 10% ВВП - это свыше четверти всех расходов бюджетной системы). В результате общий баланс бюджетной системы, с учетом неналоговых доходов, за один год ухудшился на 11,4 п.п. - профицит в 5,3% ВВП сменился дефицитом в 6,1% ВВП. А ненефтегазовый дефицит (бюджетное сальдо без учета нефтегазовых доходов) увеличился на 7,4 п.п. до 13,7% ВВП.

В 2010 году налоговые доходы бюджетной системы слегка подросли (на 2,2 п.п. ВВП), как за счет общих налогов, так и за счет поступлений от нефтегазового сектора. В то же время расходы снизились на 0,8 п.п. ВВП. Правда, снизились также неналоговые доходы бюджета - с 3,6 до 3,1% ВВП. В результате общий дефицит бюджетной системы сократился до 3,6% ВВП, а ненефтегазовый дефицит - до 12,2% ВВП.



Опыт функционирования национальных фондов невозобновляемых ресурсов в разных странах показывает, что сам факт их создания еще не решает проблем стабилизации государственных финансов. Такие фонды не являются альтернативой качественной бюджетной политике, а успешность их функционирования во многом зависит от состояния бюджетно-финансовой дисциплины.

В качестве хрестоматийного, вошедшего в стандартные рекомендации МВФ для стран-нефтеэкспортеров, выступает правило поддержания постоянного уровня бюджетных расходов в отношении к «ненефтяному ВВП» (то есть общему размеру ВВП за вычетом валовой добавленной стоимости нефтегазового сектора), независимо от уровня нефтяных доходов и ценовой конъюнктуры. При этом в годы высокой конъюнктуры углеводородных цен избыточные доходы от НГС направляются в финансовый фонд (аналог российского ФНБ), доходы от которого будут финансировать тот же размер дефицита после истощения запасов.

Однако следует признать, что в чистом виде это теоретически верное правило не реализовано практически ни в одной из 17 стран, имевших суверенные нефтяные фонды по состоянию на начало 2007 года. Единственное известное нам исключение - это Норвегия, которая с 2001 года применяет даже более консервативное по сравнению с вышеизложенным бюджетное правило, а именно: ненефтяной дефицит не должен превышать доходов от уже накопленных в нефтяном фонде активов. Однако это слишком консервативная стратегия, ориентирующая - особенно в первые годы накопления - на очень большие сбережения и маленькие текущие расходы нефтяных сбережений. В связи с этим оно вряд ли подходит для России ввиду значительной потребности нашей страны в модернизации инфраструктуры и инвестиций в человеческий капитал.

Вообще Нефтяной фонд Норвегии (создан в 1995 году) - пожалуй, наиболее успешный пример суверенных фондов невозобновляемых ресурсов. Его размер на конец 2010 г. достиг 389 млрд евро (прирост за год - свыше 55 млрд евро), что эквивалентно 70% ВВП. Для сравнения: оба российских бюджетных нефтегазовых фонда насчитывали вместе взятые на начало текущего года менее 8% ВВП. Доходность на инвестированный капитал Нефтяного фонда Норвегии по итогам минувшего года составила 9,4%. Средства Фонда вкладываются в акции и облигации зарубежных эмитентов. Фонд не расходуется. Его средства могут быть использованы только для трансфертов в бюджет центрального правительства на основании резолюции парламента.



Тестирование кризисом выявило нереалистичность предпосылок, положенных в основу алгоритмов распределения нефтегазовых доходов на потребление и накопление образца 2008 года. С переходом в 2009-й к дефицитному бюджету от этих «бюджетных правил» фактически пришлось отказаться, соответствующие статьи Бюджетного кодекса приостановлены. Речь идет о фиксировании (в % ВВП) ежегодного нефтегазового трансферта из Резервного фонда в регулярный бюджет. Жизнь показала, что когда бюджет трещит по швам, а выполнение и даже наращивание социальных мандатов выступает главным антикризисным стабилизатором, темпы расходования РФ на текущие нужды определяются политической целесообразностью. Отсюда следует и абсолютная искусственность назначения предельной планки накопления РФ (в 10% ВВП) - если позволяет фаза делового цикла и внешнеэкономическая конъюнктура,накапливать оперативный резерв можно и нужно в бОльших объемах.

В связи с этим весьма показательны недавние заявления министра финансов России Алексея Кудрина, который указал на весьма вероятный возврат к накоплению средств Резервного фонда в текущем году в случае превышения среднегодовой ценой нефти заложенного в бюджет уровня (75 долларов/баррель.). Это сравнительно недавняя идея. Ранее накапливать РФ не предполагалось вплоть до преодоления дефицита бюджета.

К концу 2011 года Резервный фонд может составить 1,5 трлн рублей. На 1 марта его объем насчитывал 755,82 млрд рублей. Таким образом речь идет об удвоении средств РФ до конца текущего года. По мнению Кудрина, такое увеличение может быть достигнуто при среднегодовой цене нефти в 93 долларов/баррель (для сравнения - в 2010 году среднегодовая цена нефти Urals составила 78,2 доллара) и при неизменности запланированного уровня дефицита федерального бюджета в текущем году. Реально Минфин рассчитывает снизить размер дефицита федерального бюджета России в 2011 году до менее 3% ВВП.

Увеличение среднегодовых цен на нефть 2011 года с заложенных в бюджет 75 долларов/баррель до 93 долларов повлечет за собой дополнительные доходы бюджета (включая косвенный эффект прироста ненефтегазовых доходов за счет роста поступлений НДС) в размере порядка 1 трлн рублей. Если 750 млрд из них будет направлено в РФ, то оставшиеся 250 млрд могут быть направлены на увеличение расходов бюджета или сокращение внутренних и/или внешних заимствований. Так, чистые внутренние заимствования в 2011 году можно было бы сократить до 1,1 трлн рублей. 22 февраля Алексей Кудрин уже заявил о сокращении программы заимствований РФ на 2011 год на 500 млрд рублей.

Первоначальный вариант программы финансирования дефицита федерального бюджета текущего года предусматривал поступление 300 млрд рублей в виде доходов от приватизации, 1,3 трлн рублей в виде займов на внутреннем рынке и 7 млрд долларов в виде внешних займов в иностранной валюте. 24 февраля т.г. Минфин разместил 40-миллиардный выпуск рублевых еврооблигаций по ставке 7,85% годовых, примерно на уровне доходности облигаций федерального займа соответствующей срочности.
http://www.union-report.ru/expert/23/32

18 мая 2011
Бюджетные сценарии-2011

http://mn.ru/newspaper_economics/20110518/301967245.html

06 июля 2011
Дефицит федерального бюджета России в 2012г. и 2013г. составит 2,7% от ВВП, а в 2014г. – сократится до 2,3% ВВП. бюджет планируется исходя из цен на нефть 93 долл./барр. в 2012г., 95 долл. - в 2013г., 97 долл. - в 2014г. "Строго говоря, при таком уровне цен дефицит бюджета должен быть еще ниже".

доля нефтегазовых доходов в процентах от ВВП снижается. "Это связано с тем, что ВВП растет быстрей, чем объемы добычи и чем предусмотренная цена на нефть"
цена на нефть, при которой бюджет будет сбалансирован, составит около 125 долл./барр. в среднем в 2012-2014гг.
В соответствии с последними поправками в федеральный бюджет, дефицит в текущем году запланирован в размере 1,3% от ВВП. Доходы бюджета по итогам года должны составить 10 трлн 303,4 млрд руб. (19,3% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в объеме 5 трлн 228,2 млрд руб. При этом расходы бюджета в 2011г. составят 11 трлн 22,5 млрд руб. (20,7% ВВП).
http://top.rbc.ru/economics/06/07/2011/604339.shtml

08 августа 2011
Ну и в общем-то более менее приемлемый дефицит, в случае снижения цен на нефть, будет обеспечиваться коррекцией курса рубля на 0.5-1 рубль за каждые $10 падения цен на нефть марки Brent и сохранении планов по расходам.
http://ugfx.livejournal.com/846539.html

11 августа 2011

http://ugfx.livejournal.com/852206.html
Ось Х - цена нефти, ось У - курс доллара; бездифицитный бюджет: область над кривой+кривая


15 сентября 2011
Консолидированный бюджет РФ может быть сбалансирован в 2011 году и исполнен с дефицитом в 1,6% ВВП в 2012 году, говорится в докладе Всемирного банка об экономике России. В докладе Всемирного банка подвергается критике функциональная структура расходов, предусмотренных в проекте бюджета на 2012-2014 годы. В документе отмечаются, что приоритетные направления государственных расходов существенно сдвигаются в сторону национальной обороны и безопасности. Более продуктивная структура, по мнению международной организации, должна быть нацелена на развитие и поддержание ключевой инфраструктуры, а также развитие более эффективных программ по адресной социальной поддержке. Напомним, что правительственная комиссия по бюджетным проектировкам 12 сентября одобрила параметры федерального бюджета РФ на 2012 год и период до 2014 года. Согласно документу, дефицит бюджета РФ в 2012 году составит 1,5% ВВП, в 2013 году - 1,6% ВВП, в 2014 году - 0,7% ВВП.
http://www.epochtimes.ru/content/view/52348/83/

21 сентября 2011
По словам Кудрина, Россию нужно оценивать по ненефтегазовому дефициту, а он пока сохраняется на очень высоком уровне. Сегодня на заседании в Госдуме Алексей Кудрин рассказал, что в 2010 году размер ненефтегазового дефицита бюджета составил 12,6 процента ВВП. А этот дефицит в РФ приблизительно на 4-5 процентов ВВП выше нормального, который должен быть в России. Таким образом, ненефтегазовый дефицит возрос в два раза к докризисному 2008 году.
http://www.rg.ru/2011/09/21/deficit-anons.html


30 сентября 2011
За несколько дней до своего ухода из правительства экс-министр финансов России Алексей Кудрин на пленарном заседании в Госдуме сказал: «Россию как страну, наиболее зависимую от нефти, правильно оценивать по ненефтегазовому дефициту, и он сохраняется на очень высоком уровне. Я бы сказал, что этот ненефтегазовый дефицит на 4–5% выше нормального, умеренного уровня».

В 2010-м размер ненефтегазового дефицита бюджета России (дефицит бюджета без учета доходов от нефти и газа) составил 12,7% от ВВП, тогда как общий дефицит – 4% ВВП. В 2011-м высокие цены на нефть позволили снизить ненефтегазовый дефицит, но он все равно остается на очень высоком уровне – 8,3% ВВП (данные за январь–август 2011-го при цене на нефть за соответствующий период в $109,4 за баррель, при этом в последние месяцы ситуация ухудшилась). Столь высокие цифры ставят под удар исполнение бюджета в случае резкого обвала цен на углеводороды. Такого, например, как во второй половине 2008-го – начале 2009 года, когда цена на нефть упала с пика июля 2008-го в $140 за баррель до $35 в январе 2009-го. И такого, который вполне может ожидать нас в будущем, при условии если мировая экономика вновь погрузится в рецессию.

К тогдашнему обвалу нефтяных цен правительство было готово гораздо лучше, чем сейчас. Еще до кризиса 2008 года правительство приняло жесткие правила расходования нефтяных доходов, установив объем нефтегазовых доходов, которые можно тратить. В 2008 году – 6,1% ВВП, к 2011 планировалось довести до 3,7% ВВП. Остальные нефтегазовые доходы шли в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Ненефтегазовый дефицит предполагалось держать не выше 4,7% ВВП. Кризис разрушил эту систему: уже в 2008 году ненефтегазовый дефицит достиг 6,4% ВВП, в 2009-м правительство особенно активно заливало кризис деньгами – на расходы шли не только все доходы от экспорта нефти, но и деньги, накопленные в Резервном фонде, в итоге, ненефтегазовый дефицит дошел до 13,5% ВВП.

Кризис миновал, но рекомендации Всемирного банка восстановить ограничения на использование нефтегазовых средств и держать ненефтегазовый бюджет около 4% ВВП, так и не были услышаны. В итоге, Россия имеет сейчас совсем не ту «подушку безопасности», что была перед кризисом 2008–2009 гг. В случае повторения обвала цен на сырье удар по России будет более сильным, чем тогда. И выбор будет невелик: либо дальнейшая девальвация рубля, либо спешное сокращение бюджетных расходов. Остается только надеяться, что цены на нефть все же не упадут, либо упадут умеренно.

Ненефтегазовый дефицит бюджета РФ, % ВВП

http://slon.ru/economics/grafik_dnya_rossiya_na_krayu_neftyanoy_propasti-682986.xhtml

1 октября 2011
Новая стратегия уже достаточно четко обозначена в последних документах МЭР и ЦБ (сценарных условиях развития экономики и основных направлениях денежно-кредитной политики до 2014 года, они пока не одобрены официально и не опубликованы, но по выступлениям официальных лиц можно реконструировать принципиальные моменты). Правда – с явным поворотом к ней лишь с 2013 года. Хотя в бюджетной политике такой поворот произошел уже с 2010 года. Но до последнего времени он еще рассматривался «правыми уклонистами» из Минфина как временное отступление.

Направление выручки от нефтегазового экспорта на нужды экономики страны вместо поддержки ими бюджетных расходов, в т.ч. и военных, вероятного противника. Экономически – это переход к негативному сальдо текущего счета, в последних прогнозах - уже с 2013 года. Это предполагает опережающий рост импорта и передачи доходов за границу – в виде процента на инвестированный капитал и оплаты труда мигрантов – над увеличением валютной выручкой от экспорта товаров и услуг. Если на уровне домохозяйства, решив «вложить дополнительные доходы в экономику», можно, например, поменять на кухне капающий кран, то уровне экономики в целом экспортную выручку можно потратить только на импорт товаров и услуг. И никак иначе.

Негатив текущего счета должен быть профинансирован чистым притоком капитала, считая его с изменением валютных резервов ЦБ. Официальные прогнозы исходят из того, что будет профинансирован чистым притоком частного капитала, начиная с 2013 года. В зависимости от цены нефти возможны его колебания. При низкой цене нефти дефицит текущего счета будет финансироваться, главным образом, сокращением резервов ЦБ РФ. Высокая цена приведет также и к большему притоку капитала и к значительному росту резервов. Ожидается, что в центральном сценарии, с ценой нефти в районе 100 долл., приток капитала будет достаточен, чтобы поддерживать умеренный рост ЗВР.

Приток капитала означает, что сбережения в стране станут меньше инвестиций. Это возможно как за счет роста доли инвестиций, так и за счет снижения доли сбережений. Прогнозы МЭР однозначно указывают на желание не банально проесть выручку от экспорта нефти и газа, а повысить долю валовых инвестиций в основной капитал - с нынешних 21% ВВП, хотя до 25% к 2014 году. Поскольку укрепление рубля и рост импорта означают дополнительный крен экономики в сторону неторгуемых секторов, то это могло бы быть достигнуто при заметном расширении инфраструктурного и жилищного строительства.

2. Переход к негативному текущему счету при указанных ценах нефти предполагает значительное реальное укрепление рубля. Естественно – меньшее при меньшей цене нефти, большее при большей. За счет некоторых различий в инфляции номинальный курс рубля при этом имеет шансы как минимум до начала 2015 года остаться примерно постоянным, на уровне 30 с небольшим рублей за долл.

3. Отказ от стратегии бюджета-кубышки. В переводе - сохранение и, возможно, усиление бюджетного дефицита. Естественно речь идет о ненефтяном дефиците, составляющим сегодня чуть менее 10% ВВП. Общий дефицит при этом может быть любым в зависимости от колебаний цены нефти. Он не имеет никакого значения. Как известно, при среднегодовой цене в районе 115 долл. бюджет становится профицитным. В дальнейшем этот порог будет расти по мере реального укрепления рубля.

Сохранение ненефтяного (и даже общего) дефицита не исключает накопления определенной доли нефтегазовых доходов бюджета в стабилизационном фонде. Соответствующая часть ненефтяного дефицита при этом будет профинансирована займами. Такой механизм действует уже с февраля этого нынешнего года. Фактически он означает возврат к «цене отсечения» на уровне 75 долл., исходя из которых рассчитан объем займов на этот год. Несмотря на гораздо более высокую цену, программа займов выполняется. Это и создает ресурсы для накоплений.

По-видимому, в дальнейшем этот механизм сохранится. И возможно даже «цена отсечения» будет устанавливаться не дискреционно (т.е. каждый раз заново), а неким заранее фиксированным образом. Например, в проекте стратегии-2020 в качестве таковой предлагается многолетняя средняя цена (за 10 лет). Для дефицита, выходящего за рамки доходов от такой цены, будет установлен лимит в 2-3% ВВП, финансируемый займами и доходами от приватизации (включая возможно, и «приватизацию» ФНБ. Колебания цены относительно многолетней средней приведут к пополнению или расходованию стабилизационного фонда.

Такое бюджетное правило фокусируется исключительно только на проблеме цикличности нефтегазовых доходов. «Проблема будущих поколений» (и определенная эквивалентность нефтяных доходов доходам от приватизации, или продажи наследства) признается как бы несуществующей.

4. Переход к «суверенной эмиссии» и быстрое развитие рынка внутреннего долга. Перевожу. Накопление ЗВР ЦБ в основном сохранит только контрциклический характер в качестве защиты от колебаний цены нефти и краткосрочной волатильности валютного рынка. В среднесрочном плане в отношении ВВП они продолжат сокращаться (эту тенденцию можно наблюдать уже с августа 2008 года). Поддержание необходимых темпов роста денежной базы (т.е. адекватного росту номинального ВВП остатков наличности на руках и ликвидности на счетах банков в ЦБ) потребует значительного расширения внутреннего кредита ЦБ.

Оно может происходить как в форме рефинансирования банков в ЦБ, так и приобретения облигаций правительства. С точки зрения функционирования денежного рынка первый вариант более предпочтителен и традиционен. (От краткосрочных операций на открытом рынке с ценными бумагами, прежде всего, правительства, используемых ЦБ для регулирования ликвидности и поддержания целевых ставок на денежном рынке, в нашем «стратегическом» исследовании можно отвлечься.) Соответствующий объем гособлигаций в этом случае будет размещен в банках, что сделает рынок госдолга более ликвидным.

По прогнозным расчетам ЦБ при цене нефти на уровне 75 долл. только за 3 следующих года валовой кредит банкам может вырасти с нынешних 560 млрд. до более чем 4 трлн. к концу 2014 года. При более дорогой нефти потребность в рефинансировании будет частично замещена ростом ЗВР (чистых иноактивов ЦБ). Однако и в этом случае дефицит текущего счета оставляет место для монетизации значительной части прироста госдолга.
Бюджет получит примерно триллионную ежегодную выручку от размещения облигаций практически бесплатно. Уплаченные банкам проценты будут возвращены ЦБ и затем перечислены в бюджет в виде сеньоража. Правда, будут утрачены доходы, которые могли бы быть дополнительно получены, например, с американского казначейства в случае накопления резервов. Но доходность резервов по итогам прошлого года - лишь 1.16%. На увеличении своего долга Минфин заработает больше.

Теперь о том, чего в стратегии предстоящего 10-летия, скорее всего, не будет.

5. Как отмечал kar_barabas, в такой стратегии не будет слишком больших рисков, если проводить означенные выше сдвиги аккуратно и постепенно, и помнить, что она (как, впрочем, и любая другая политика) имеет ограниченный во времени ресурс. Возможно, этот ресурс как раз и ложится в рамки предстоящих 10-12 лет. За эти 10-12 лет госдолг России, составлявший 13.6% ВВП на начало нынешнего года, при дефиците бюджета в 2-3% ВВП вряд ли перерастет сравнительно безопасную цифру в 40% ВВП. Даже притом, что ежегодные займы будет больше этих 2-3%, ведь какая-то часть доходов будет накапливаться в стабилизационном фонде. Но значительную часть прироста внутреннего долга смоет инфляция.

По оценке kar_barabas еще 60% ВВП (1 трлн. долл.) для финансирования может дать использование доходов, которые Кудрин собирался направить в ФНБ (доходов от активов в госсобственности и приватизации самих этих активов), включая и сам ФНБ в его нынешнем объеме порядка 90 млрд. долл.Наконец, у правительства есть планы увеличить налоги на богатых. За счет этого не проблема собрать еще 10% ВВП за 10 лет. Всего без особого риска можно дополнительно потратить примерно еще один ВВП в предстоящие 10 лет.
http://zhu-s.livejournal.com/165900.html

- - - - - -
- - - - - -
20 Февраля 2012
Нефть и газ в бюджете России. Дискуссия
12 Декабрь 2013
Нефть и газ в бюджете России - 2013