?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 October 2011 @ 11:15 am
Проект госпрограммы освоения российского шельфа до 2030 года  
В программе предусмотрена необходимость бурения поисковых скважин в общем количестве 150-290 шт. общей протяженностью 400-650 тыс. м, проведение сейсморазведки 2D в объёме 800-930 тыс. пог. км (в том числе 610-630 тыс. пог. км в рамках региональных геологоразведочных работ), 3D – в объёме 60-80 тыс. кв2.
Ожидаемый прирост запасов нефти и газового конденсата – 850-1300 млн т, прирост запасов газа – 3400-13000 млрд м3.
Ожидаемый объём накопленной добычи нефти и газового конденсата на континентальном шельфе в период действия Программы 380-1250 млн т, без учёта добычи по проектам на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) и 925-1795 млн т с учётом добычи на условиях СРП. Объём накопленной добычи газа на континентальном шельфе в период действия Программы 1003-2610 млрд м3 без учёта добычи на условиях СРП и 1588-3195 млрд м3 с учётом добычи на условиях СРП.
http://mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=127745

"Ъ" удалось ознакомиться с проектом госпрограммы освоения российского шельфа до 2030 года, который правительство должно рассмотреть 17 ноября. Документ должен лечь в основу перспективных нефтегазовых проектов в стране, в том числе с участием иностранных инвесторов. Программа предполагает вложение в шельф 6-7 трлн руб., в том числе более 1 трлн руб. из бюджета. Государство при этом готово облегчить жизнь инвесторов, введя для них ряд налоговых и таможенных льгот, а также отчасти упростив доступ на шельф для российских частных компаний. Но серьезные ограничения для иностранцев сохранятся.

Минприроды завершило разработку Госпрограммы разведки континентального шельфа России и разработки его минеральных ресурсов и направило ее на согласование заинтересованным министерствам и ведомствам. Рассмотреть документ планируется на заседании президиума правительства 17 ноября. Подготовить госпрограмму вице-премьер Игорь Сечин поручил Минприроды, Минэнерго, Минпромторгу и Минэкономики 10 мая. "Ъ" удалось ознакомиться с документом, подготовленным Минприроды и датированным 21 сентября. По словам источника "Ъ" в Минэнерго, оно "в целом согласно с предложенным вариантом".

Госпрограмма рассчитана до 2030 года и призвана обеспечить "энергетически безопасное развитие национальной экономики" за счет добычи на шельфе к этому моменту 40-80 млн тонн нефти и 190-210 млрд кубометров газа в год. Это 8-16% нынешнего уровня добычи нефти и 32-35% добычи газа в России. В целом за период объем накопленной добычи нефти и конденсата составит 380-1250 млн тонн (без учета проектов СРП), газа — 1-2,6 трлн кубометров.

Из 6,5 млн кв. км российской акватории не менее 4-4,4 млн "являются определенно перспективными на нефть и газ" без учета решения проблем установления внешней границы (извлекаемые ресурсы на данный момент составляют только 8%). Геологическую изученность шельфа в Минприроды признают различной: больше всего информации собрано о западно-арктическом регионе и дальневосточном (особенно в районе Сахалина), а меньше всего — о восточно-арктическом. При этом на текущий момент государственным балансом учтены только 25 нефтяных месторождений и 44 газовых. По нефти их общие запасы по категории С2 оцениваются в 595 млн тонн, а по газу — 3,5 трлн кубометров.

В Минприроды называют динамику процесса лицензирования "вялотекущей с крайне нерегулярным характером". По состоянию на июль на территории страны действовали 65 лицензий на углеводородное сырье, распределенные между 26 компаниями. Из них в разработку вовлечены только 9 месторождений, подготовлены к ней еще 9, а разведка проводится на оставшихся 33. В целом проблемы с разработкой шельфа Минприроды связывает с недостаточной его изученностью и недостатком финансирования офшорных проектов.

Финансирование госпрограммы возможно по инерционному (с сохранением нынешней системы регулирования) или инновационному (с введением специального налогово-таможенного режима для шельфа) варианту. По первому из них общая сумма вложений с учетом госучастия и внебюджетного финансирования составит 6,13 трлн руб. При этом государство напрямую вложит в программу чуть более 1 трлн руб., а еще на 1,23 трлн руб. реализует адресные меры налогового и таможенного стимулирования. По второму общие вложения составят 7,05 трлн руб., из бюджета будет выделено 1,33 трлн руб. В обоих случаях подразумевается, что основным инвестором будут компании, которым придется вложить 3,8 трлн и 5,71 трлн руб. соответственно.

При этом пока в бюджете заложено только 30% средств, необходимых для реализации госпрограммы, отмечается в документе. Зато государство уже оценило отдачу для бюджета от шельфовых проектов. По инерционному варианту она в целом составит 17,94 трлн руб. (6,27 трлн руб. до 2030 года), по инновационному — 25,22 трлн руб. (8,07 трлн руб. до 2030 года).

Реализация госпрограммы намечена в четыре этапа. Первый, запланированный на 2012-2015 годы, предусматривает создание "в общих чертах" необходимой правовой и нормативной базы, подготовку задела для развития поисково-оценочных и разведочных работ. На втором этапе — 2016-2020 годы — должны быть выявлены крупные и наиболее перспективные месторождения. Третий этап — 2021-2025 годы — переход непосредственно к их разведке и разработке. Четвертый — 2026-2030 годы — начало добычи всех ранее открытых месторождений, работы на которых будут признаны рентабельными. В рамках программы государство берет на себя финансирование региональных геологоразведочных работ, создание обеспечивающей инфраструктуры для освоения шельфа, разработку системы мер регулирования. Остальное ляжет на плечи "внебюджетных источников", то есть недропользователей.

На данный момент Минприроды уже получило 39 заявок на морское недропользование на шельфе от четырех компаний: 8 от "Газпрома", 24 от "Роснефти", 5 от "Газпром нефти", 2 от "Зарубежнефти" (за некоторые участки претенденты конкурируют). При этом компании собираются провести поисково-разведочные работы еще на 39 участках, расположенных в основном в арктических и дальневосточных морях.

Но при этом Минприроды признает, что разработка большинства шельфовых месторождений "экономически неэффективна при действующем законодательстве". Для "освоения потенциала всего шельфа" при нем потребуется более 150 лет. Среди основных причин "торможения" называется недостаточное финансирование геологоразведки, допуск к работе только госкомпаний, низкая развитость инфраструктуры, наличие административных барьеров. Это привело, в частности, к тому, что "более 70% действующих лицензий содержат корректировки, в среднем по три временных изменения". Частные инвесторы "изъявляют желание проводить изучение за счет собственных средств", но "государство не может обеспечить им эту возможность".

В связи с этим Минприроды предлагает закрепить возможность вложения частных средств при проведении регионального геологического изучения, расширить состав пользователей недр на шельфе, в частности предоставить возможность участия в офшорных проектах любым российским компаниям. Также в качестве одного из вариантов министерство предлагает поделить шельф на кластеры: чем ниже изученность недр, тем больше возможности участия частного капитала в их изучении. Может быть введено и геологическое изучение как отдельный вид пользования недрами. В то же время ограничения, существующие сейчас для работы на российском шельфе иностранных компаний, смягчать не планируется.

Параллельно могут быть введены налоговые льготы. При использовании инерционного сценария рассматривается возможность ускорения возмещения НДС инвесторам по мере вложения средств в проект; ускоренное включение капитальных затрат в состав расходов для целей налога на прибыль; обнуление льгот по налогу на имущество; нулевая экспортная пошлина на СПГ; нулевая ставка НДПИ; снижение налога на прибыль до 18%. В случае применения инновационного сценария предлагается установление специального фискального режима для шельфа: НДПИ взимается по ставке 10% от стоимости добытого сырья; налог на прибыль — 20% от облагаемой прибыли; нулевая ставка налога на имущество.

По словам аналитика "Тройки Диалог" Валерия Нестерова, нынешние темпы освоения шельфа, безусловно, не соответствуют имеющемуся потенциалу. За последние 20 лет все офшорные проекты были сделаны либо западными компаниями (Сахалин-1 и Сахалин-2), либо частными — в первую очередь ЛУКОЙЛом, работающим на Балтике и Каспии, отмечает эксперт. Но разработанная программа почти не предусматривает снижения барьеров для частных компаний, говорит господин Нестеров, притом что у государственных нет необходимых технологий для реализации амбициозных планов по добыче на шельфе. Реальные объемы производства, указанные в стратегии, находятся под вопросом, прогнозировать их сейчас очень тяжело, продолжает эксперт. В текущей ситуации, по его мнению, гораздо более важным будет освоение месторождений на суше — в первую очередь Восточной Сибири и Ямала.

http://www.kommersant.ru/doc-y/1799668

Минприроды подготовило программу освоения континентального шельфа до 2030 г. Документ отправлен на межведомственное согласование, отмечает представитель Минприроды. Министерство рассчитывало внести проект в правительство в ноябре, говорила ранее замдиректора департамента ведомства Дарья Василевская.

Программа предусматривает, что к 2030 г. на шельфе будет добываться 40-80 млн т нефти и 190-210 млрд куб. м газа в год. В 2010 г. Россия добыла 495 млн т нефти и 589 млрд куб. м газа. Запасы нефти должны увеличиться на 0,8-1,3 млрд т, газа — на 3,4-13 трлн куб. м. Суммарные извлекаемые запасы нефти на шельфе, учтенные Госбалансом по состоянию на январь 2010 г., — 627 млн т (25 месторождений), газа — 7,5 трлн куб. м (44 месторождения). Примерно 70% запасов — в Баренцевом, Карском и Печорском морях.

Но при действующем режиме недропользования освоить потенциал всего шельфа можно лишь через 150 лет, говорится в программе. Состав компаний «крайне узкий»: по закону «О недрах» работать на шельфе могут компании с госдолей свыше 50%, т. е. «Газпром» и «Роснефть». А они и так обеспечены ресурсами на суше, пишет Минприроды: «Шельфовые объекты резервируются за этими компаниями исключительно для повышения их капитализации». За 2008-2011 гг. компании вложили в работы на шельфе около 100 млрд руб., следует из программы, а выполнение уже взятых лицензионных обязательств потребует резкого увеличения инвестиций.

Освоение шельфа — один из приоритетов для «Роснефти», говорит ее представитель. Компания договорилась с ExxonMobil о работе на шельфе Черного и Карского морей. В геологоразведку и освоение будет инвестировано $3,2 млрд.

Минприроды предлагает допустить на шельф больше российских компаний. Финансирование работ должно вырасти. Минприроды предлагает два сценария: инерционный и инновационный. Инвестиции — 6,13 трлн руб. (от государства напрямую 1 трлн и 1,23 трлн в виде мер стимулирования) и 7,05 трлн руб. (1,33 трлн) соответственно.

Главная особенность инновационного сценария — специальный налоговый режим для проектов на шельфе. Сейчас налоговое бремя «зачастую ставит проекты за грань рентабельности», говорится в программе. Минприроды предлагает обнулить экспортную пошлину и налог на имущество, взимать НДПИ по ставке 10%, налог на прибыль — 20%; может быть введен налог на доход от добычи полезных ископаемых со ставкой 15%.

На конференции «Ведомостей» замминистра финансов Сергей Шаталов сказал, что Минфин концептуально поддерживает введение налога с финансового результата для новых месторождений, но не видит возможности сделать это к 2013 г. Правда, и он, и замминистра энергетики Сергей Кудряшов заметили, что спецрежим для шельфа может рассматриваться отдельно.

При такой системе налоговая нагрузка на компании снижается с 75% (около $78 налогов с барреля при цене в $105) до 38% (около $40), подсчитал Денис Борисов из Номос-банка. Реформировать налогообложение не только нужно, но и можно, замечает партнер PwC Михаил Клубничкин: шельф относительно изолирован, шельфовая нефть почти не влияет на внутренние цены на нефтепродукты, в ближайшие годы на доходах бюджета реформа существенно не скажется, ведь действующих проектов немного.
http://www.vedomosti.ru/politics/news/1400501/gavan_na_shelfe

Проект концепции ФЦП по континентальному шельфу, 2006
В результате реализации концепции и программных мероприятий национальной программы действий по созданию технико-технологического обеспечения освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации могут быть следующие прогнозируемые объемы добычи нефти на континентальном шельфе, млн.т. (Рис. 1-3. Экспертная оценка. Оптимистический вариант).


Прогнозируемые объёмы добычи природного газа
на континентальном шельфе, млрд.м3. (Рис 4-7. Экспертная оценка. Оптимистический вариант).

http://www.derrick.ru/?f=z&id=9189
 
 
 
etoruskiy on October 24th, 2011 03:20 pm (UTC)
Кадры, социалка и общая смета
Ваше мнение, каким образом для разработки месторождений на, мягко говоря, необжитом шельфе Северного-Ледовитого, будут привлечены настоящие специалисты?
Не готовые на все разнорабочие, а настоящие геолого-разведчики и бурильщики.
Решение таких кадрово-социальных проблем может стать соразмерно с технической сметой проекта, если не превысить ее.
iv_g on October 25th, 2011 05:14 am (UTC)
Re: Кадры, социалка и общая смета
Программа готовится, часть специалистов есть, часть будут учить в процессе работ, может быть и с привлечением иностранцев, лет через пять и новички дорастут до хорошего среднего уровня.

etoruskiy on October 25th, 2011 06:41 am (UTC)
Re: Кадры, социалка и общая смета
С этим согласен, но вопрос был не о квалификации, вопрос был о создании приемлемых бытовых и социальных условий для действительно уникальных и квалифицированных специалистов.
Не будут же иностранные инженеры жить в утепленных строительных вагончиках. Да и уважающие себя российские, как и украинские или белорусские спецы, также, могут сегодня не понять "спартанского быта". Просто высоких зарплат "за вредность" может оказаться мало, если плохой быт будет по-настоящему убивать здоровье специалиста.
(Anonymous) on November 1st, 2011 12:47 pm (UTC)
В Ираке работают, и здесь будут. Достойная зарплата + вахта, всё.