iv_g (iv_g) wrote,
iv_g
iv_g

Налоговые стратегии «Дженерал электрик» позволяют получать сверхприбыли и ничего не платить в казну

По итогам 2010 года самая крупная американская корпорация «Дженерал электрик» продемонстрировала превосходный результат. Компания опубликовала данные о прибыли, полученной по всему миру, — она составила 14,2 млрд долларов США, при этом 5,1 млрд долларов от общей суммы принесла компании ее деятельность в Соединенных Штатах.

Сколько же налогов заплатила компания в Америке? Нисколько. «Дженерал электрик» подала заявление на получение налоговых льгот в размере 3,2 млрд долларов США.

Вероятно, миллионам американских предпринимателей и простых жителей, которые как раз готовят к подаче свои собственные налоговые декларации, трудно это понять, но для «Дженерал электрик» низкие налоги — обычное дело. В течение многих лет компания сокращала отчисления в федеральный бюджет от прибыли, полученной в США, в результате чего налоговая ставка для компании оказалась гораздо ниже, чем у большинства транснациональных корпораций.

Таких выдающихся результатов компания смогла достичь благодаря агрессивной налоговой стратегии, в которой сочетаются активное отстаивание своих интересов, связанных с получением налоговых льгот, и инновационный подход к ведению бухгалтерского учета, позволяющий компании концентрировать большую часть прибыли за рубежом.

Огромный налоговый департамент часто называют лучшим в мире налоговым консультантом. Департамент в точности соответствует слогану компании «Воображение в действии» — там работают бывшие госслужащие не только из казначейства, но и из Налогового управления США и практически из всех налоговых комитетов конгресса.

«Дженерал электрик» обладает самым обширным опытом в плане снижения налогового бремени, но и многие другие компании уже успели поднатореть в этом деле. Хотя в США максимальная ставка налога на прибыль корпораций составляет 35% — это один из самых высоких показателей в мире, — компании все чаще значительно снижают налоговые выплаты с помощью целого ряда налоговых гаваней, вычетов и дотаций.

По данным налоговой декларации, поданной компанией всего за неделю до катастрофы в Японии, которая привлекла внимание к деятельности «Дженерал электрик» в сфере атомной энергетики, налоговое бремя составило 7,4% от прибыли компании, полученной в США, что соответствует одной трети средней величины, объявленной остальными американскими многонациональными корпорациями. И даже эта цифра завышена, потому что в ней учтены налоги, которые были бы выплачены компанией, если бы сконцентрированная за рубежом прибыль была переведена в США. Пока она остается за рубежом, «Дженерал электрик» продолжает получать налоговые вычеты.

Такие стратегии, а также изменения в налоговом законодательстве, вследствие которых некоторые отдельные предприниматели и целые предприятия стали подавать свои налоговые декларации от имени физических лиц, привели к снижению доли корпоративных налоговых поступлений в федеральный бюджет с 30% в середине 1950-х годов до 6,6% в 2009 году.

Анализ налоговых деклараций компании и данных конгресса свидетельствует о том, что одним из самых удивительных преимуществ «Дженерал электрик» является ее способность отстаивать право на получение налоговых льгот, фактически получать их и извлекать из них максимум пользы.

Целый ряд налоговых льгот, который компании удалось получить в Вашингтоне, обеспечил управляющим и акционерам «Дженерал электрик» существенную выгоду в краткосрочной перспективе. Несмотря на финансовый кризис, из-за которого американское подразделение компании в 2009 году понесло убытки, данные налоговых деклараций свидетельствуют о том, что за последние пять лет компания получила 26 млрд долларов прибыли за счет деятельности компании на территории США, а чистая сумма налоговых льгот, полученных от Налогового управления США, составила 4,1 млрд долларов.

Название «Дженерал электрик» давно известно в каждом американском доме. На протяжении многих поколений миллионы американских семей пользовались электрическими лампочками, фенами, холодильниками и другими бытовыми приборами производства компании. Однако сегодня подразделение бытовой техники приносит менее 6% прибыли, в то время как кредитная деятельность — более 30%. На производство промышленного, коммерческого и медицинского оборудования, например, турбин для электростанций и реактивных двигателей, приходится около 50% прибыли компании.

Поскольку кредитное подразделение компании, «ДжиИ Кэпитал», приносило в последние годы более половины прибыли всей компании, многие финансовые аналитики рассматривают «Дженерал электрик» не как производственную компанию, а как нерегулируемую кредитную организацию, которая помимо всего прочего производит посудомоечные машины и магнитно-резонансные томографы.

В середине 1980-х годов президент Рональд Рейган полностью реформировал налоговую систему, узнав о том, что компания «Дженерал электрик», в которой он когда-то работал коммивояжером, в числе многих других компаний применяла сомнительные бухгалтерские схемы с целью избежать уплаты налогов.

«Я и не думал, что все зашло так далеко», — сказал г-н Рейган секретарю казначейства Дональду Рейгану. Президент поддержал изменение, которое ликвидировало лазейки в налоговом законодательстве, и потребовал от «Дженерал электрик» уплаты налогов по гораздо более высокой эффективной налоговой ставке, составившей около 32,5%.

Маятник качнулся в обратную сторону в конце 1990-х. «Дженерал электрик» и другим компаниям, предоставляющим финансовые услуги, удалось протолкнуть изменение в налоговое законодательство, которое позволило транснациональным компаниям избегать уплаты налогов на некоторые виды прибыли от банковской и страховой деятельности. Согласно этому изменению если компания финансировала продажу реактивного двигателя или генератора, например в Ирландии, то на территории Америки она не должна была уплачивать налог на полученный процентный доход, если вырученные средства оставались за пределами страны.

Этот вид льготы получил название «активное финансирование». Он особенно выгоден для инвестиционных банков, брокерских контор, производителей автомобилей и сельскохозяйственного оборудования, а также кредитных организаций, таких как «ДжиИ Кэпитал».


На симпозиуме по актуальным вопросам налогообложения, состоявшемся в 2007 году, сотрудник налогового департамента «Дженерал электрик» заявил, что концепция работы департамента состоит из 19 правил и призывает сотрудников равномерно распределять рабочее время между обеспечением соблюдения законодательства и «поиском возможностей снижения налогового бремени».

Преобразование наиболее изобретательных стратегий налогового департамента в законы — отдельная сфера деятельности. «Дженерал электрик» тратит огромные средства на лоббирование. По данным Центра политического реагирования, за последнее десятилетие компания потратила более 200 млн долларов на мероприятия по продвижению своих интересов на государственном уровне. По сведениям чиновников, ответственных за проведение выборов, значительная часть этих денег пошла на решение вопросов, связанных с налоговым законодательством. «Дженерал электрик» даже удалось превратить свои неудачи в достижения с помощью конгресса. Согласно новостным сообщениям, появившимся в период после принятия решения 2002 года, а также по словам одного из конгрессменов, после того как Всемирная торговая организация обязала Соединенные Штаты ежегодно удерживать 5 млрд долларов из экспортных субсидий для «Дженерал электрик» и других производителей, юристы и лоббисты компании принялись тщательнейшим образом переписывать отдельные главы корпоративного налогового кодекса.

К тому времени как решение ВТО было закреплено президентом Джорджем Бушем-младшим в 2004 году в Законе США о создании рабочих мест, в нем уже были заложены налоговые льготы в размере свыше 13 млрд долларов в год. Многие из этих льгот были очень выгодны «Дженерал электрик». В соответствии с одним из положений нового закона компании получали право отсрочить уплату налогов на прибыль, полученную за рубежом от предоставления в лизинг самолетов авиакомпаниям.

Согласно налоговой декларации за 2007 год, за трехлетний период после принятия этого закона компании удалось сэкономить более 1 млрд долларов за счет налоговых льгот.

Однако к 2008 году беспокойство по поводу роста затрат на поиск возможностей оптимизации налогов за рубежом вынудило «Дженерал электрик» и другие корпорации занять оборонительную позицию. Обе палаты конгресса контролировали демократы, и постепенно назревала угроза отмены льгот, связанных с активным финансированием. Г-н Рэнгел, представляющий Бюджетный комитет, заявил, что не возражает против такой меры и что она позволит направить доход, полученный от налоговых поступлений (примерно 4 млрд долларов в год), на решение других приоритетных задач.

«Дженерал электрик» нанесла ответный удар. Помимо 18 млн долларов, отведенных на работу своих собственных лоббистов, компания в 2008 году потратила более 3 млн долларов на лоббистские фирмы, решающие налоговые задачи компании.

В результате г-н Рэнгел отказался от попыток отменить эту налоговую льготу. Конгрессмен-демократ из Нью-Йорка Джозеф Кроули сказал, что ему удалось переубедить г-на Рэнгела аргументом о том, что налоговые льготы благоприятно скажутся на деятельности «Ситигруп», крупного работодателя в избирательном округе г-на Кроули.

В то время как «Дженерал электрик» продолжает за счет снижения налоговой ставки увеличивать свою прибыль и даже в период экономического спада выплачивать своим акционерам дивиденды, налоговые эксперты задаются вопросом, какую же выгоду получают от этого налогоплательщики. Начиная с 2002 года компания сократила пятую часть своих сотрудников, работающих в США, и расширила штат зарубежных сотрудников. За это время суммарная прибыль от деятельности компании за пределами США выросла с 15 млрд до 92 млрд долларов.«Такая ситуация, при которой «Дженерал электрик» может практически сама устанавливать для себя налоговую ставку, свидетельствует о том, насколько актуален вопрос реформ, — сказал конгрессмен-демократ из Техаса Ллойд Доггетт, который предложил ликвидировать большое количество налоговых убежищ. — Наша налоговая система должна поощрять создание рабочих мест и привлечение инвестиций в Америку, а также отменить все эти налоговые стимулы, поощряющие экспорт рабочих мест и уклонение от уплаты налогов ценой снижения устойчивости экономики нашей страны».

Администрация Барака Обамы и ведущие конгрессмены рассматривают предложения по реформированию корпоративного налогового кодекса, а «Дженерал электрик», в свою очередь, готова и дальше отстаивать свои интересы. В прошлом году компания потратила 4,1 млн долларов на услуги внешних лоббистов, в том числе воспользовалась услугами четырех специализированных фирм, оказывающих услуги в области налогообложения.

«Дженерал электрик» — широко диверсифицированная компания, поэтому у правительства, у конгресса возникает много вопросов, ответы на которые имеют последствия для наших акционеров, — заявил пресс-секретарь компании Гэри Шеффер. — Поэтому мы хотим, чтобы наш голос был услышан».
http://www.novayagazeta.ru/economy/48390.html
Tags: США, налоги, правительство, финансы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments