?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 November 2013 @ 09:00 am
Налог на добычу полезных ископаемых  
wikipedia

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) > Часть вторая > Раздел VIII. Федеральные налоги > Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
http://base.garant.ru/10900200/36/


http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_8.html

http://zakon.ru/Redesign/ListByKeyword/37

http://taxpravo.ru/navigator/126-nalog_na_dobychu_poleznyh_iskopaemyh_ndpi

Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти (в целях применения главы 26 налогового кодекса РФ)


16.09.2013

Сейчас экспортеры нефти платят пошлину по ставке 60% (от разницы между средней ценой нефти за месяц и $182,5), за большинство нефтепродуктов — 66% от нефтяной, а за бензин — 90%. «Мы снижаем экспортные пошлины на нефть и немного повышаем НДПИ, при этом поскольку добывается вдвое больше, чем экспортируется, то это позволяет не настолько повысить НДПИ», — описал идею Минфина замминистра финансов Сергей Шаталов.

Обсуждается снижение пошлины (коэффициента при ее расчете) на 1-2%, знает федеральный чиновник. На 2% в год, рассказывает об инициативе Минфина высокопоставленный чиновник правительства, НДПИ предложено повысить на 8% в 2014 г., на 5% — в 2015 г. и на 6,5% — в 2016 г. Должны вырасти и льготные ставки НДПИ, уточняет другой чиновник. Но решение пока не принято, подчеркивают собеседники «Ведомостей».

Против маневра выступило Минэнерго, потери отрасли могут составить порядка 75 млрд руб. в год, предупреждает представитель министерства. По его словам, Минэнерго прорабатывает различные варианты наполнения бюджета, в том числе за счет более плавного изменения НДПИ при одновременном пересмотре с 2015 г. пошлин на экспорт мазута и дизельного топлива. Также Минэнерго беспокоит влияние маневра на нефтепереработку и рентабельность НПЗ. Ведь при снижении пошлины начинает расти внутренняя цена нефти — она считается как разница между экспортной ценой и расходами на пошлину и транспортировку.

Представители крупнейших нефтяных компаний отказались комментировать инициативу Минфина. Это перекладывание из одной корзины в другую, жалуется сотрудник нефтяной компании, налог нужно собирать не с добычи, а с финансового результата. Нагрузка на отрасль и без того слишком велика, сетует другой нефтяник, к тому же могут снизиться маржа переработки и эффективность инвестиций в модернизацию НПЗ, не исключен дефицит нефтепродуктов в отдельных регионах.

Опасения нефтяников небеспочвенны, вырастет себестоимость и добычи, и переработки нефти, часть сырья может быть отправлена не на НПЗ, а на экспорт. Нагрузка на экспортеров снизится, подсчитал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: при $100 за баррель платежи в бюджет (пошлина и НДПИ) составляют 70% от цены нефти, после маневра нагрузка вырастет в 2014 г. до 70,15%, но в 2015 г. снизится до 69,8%, а в 2016 г. — до 69,6%.

Снизив пошлину на экспорт нефти, правительство продолжит реформу налогообложения отрасли, начатую в 2011 г., — тогда оно и внедрило систему 60-66-90. Пересмотрев ставки (повышение для экспорта дешевого мазута и снижение для нефти), правительство рассчитывало стимулировать выпуск светлых нефтепродуктов и сократить нагрузку на добычу. Эффект был, констатировали эксперты EY: за 2012 г. компании нарастили вложения в разведку и добычу на 19%, а в переработку — на 30%.

Сейчас маржа российских НПЗ составляет около $8 на баррель, в Европе норма — $3-4, говорит директор по аналитике московского нефтегазового центра компании EY Денис Борисов. При цене нефти марки Urals в $785 за тонну мазут продается за $600, отмечает Борисов, но из-за низкой пошлины и при дорогой нефти компаниям по-прежнему выгодно производить и экспортировать мазут. В США при переработке нефти получают примерно 5% мазута, в Европе — 15%, приводит он пример, в России — 27-28%, а на некоторых заводах — свыше 40%. Ставку пошлины на экспорт нефти в среднесрочной перспективе можно снизить до 45%, а нефтепродуктов — поднять до 90% от нефтяной, отмечали эксперты EY.

Снижение рентабельности НПЗ придется компенсировать ростом цен на бензин, уверен сотрудник нефтяной компании. Рост цен на топливо может ускориться — примерно на 3 руб. за литр в течение трех лет, предупреждает представитель Минэнерго. Шаталов тоже допускает подорожание литра топлива «примерно на 60-70 коп.», но лишь при сохранении текущих цен на нефть. Если же цены на нефть будут меняться в соответствии с прогнозом Минэкономразвития (см. врез), то бензин не подорожает, отмечает он. Литр бензина может подорожать к 2016 г. примерно на 80 коп.

При снижении пошлины нужно не автоматически повышать на столько же НДПИ, а внедрять налогообложение финансового результата, призывает Кондрашов. Компенсировать выпадающие доходы бюджета можно за счет увеличения НДПИ для газа, предлагает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: в нефтяной отрасли изымается до 90% природной ренты, у газовиков — лишь 35%.


Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/finance/news/16375151/neftyanoj-manevr-v-byudzhete
http://www.vedomosti.ru/politics/news/16531301/byudzhet-vazhnee

19.09.2013
В «Основных направлениях налоговой политики на 2014-2016 годы», «в рамках реализации долгосрочной стратегии налоговой реформы в нефтяном секторе возможно начало процесса по постепенному снижению ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть».
Поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты отнимет у бюджета РФ в 2014-2016 годах 444,2 млрд рублей, одновременное повышение НДПИ на нефть принесет 618 млрд рублей дополнительных доходов.

Правительство считает озвученный налоговый маневр вполне справедливым. «Вы понимаете, что больше всех выигрывают нефтяники от того, что мы не индексируем железнодорожные перевозки. Мы считаем, что несправедливо, что такой сектор, как нефтяной, от этой меры выиграет больше всего. Мы бы хотели перераспределить их доходы для других целей бюджетной системы», – передает агентство «Прайм» слова Игоря Шувалова.

Ожидания правительства вполне понятны – рост доходов. НДПИ берется со всей добытой нефти, экспортная пошлина – только с той, что идет на экспорт, объясняет независимый аналитик Дмитрий Адамидов. И основных последствий принятого решения для нефтяной отрасли два. Первое – налоговая нагрузка несколько возрастет, и нефтяники непременно постараются переложить ее на потребителя, подняв цены на нефтепродукты. Второе – начнется дополнительная «движуха» вокруг ставок НДПИ. Дело в том, что с середины 2000-х годов введена практика установления дифференцированных ставок НДПИ. Теоретически понижающие коэффициенты устанавливаются в зависимости от качества нефти на том или ином месторождении и трудностей его разработки. Практически же это в большинстве случаев выливается в чистой воды лоббизм. Поэтому дополнительные средства, уплаченные государству (в лице ФНС) за счет роста НДПИ нефтяники постараются «отыграть» получением льгот и преференций по линии Минэнерго.

В данном случае фискальные цели правительства противоречат целям развития страны: поощряется экспорт сырой нефти и простых нефтепродуктов, вместо того чтобы стимулировать инвестиции в более глубокую переработку и геологоразведку. Это решение текущих проблем за счет будущих доходов.
http://expert.ru/2013/09/19/dobyivaesh-platii/

20.09.2013
О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3-1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе

25.09.2013
Согласно поправкам, в 2014 году базовая ставка НДПИ на нефть повышается на 4,9% — до 493 рублей с 470 рублей за тонну. В 2015 году ставка налога будет увеличена еще на 7,5% — до 530 рублей. В 2016 году ставка окажется на уровне 559 рублей за тонну, то есть вырастет на 5,5%. Поэтапно снижается предельная ставка экспортной пошлины на нефть — с 60% до 59% от стоимости в 2014 году, до 57% — в 2015 году и до 55% — в 2016 году. Данные положения закона вступают в силу с 1 января 2014 года.
Поправки являются частью налогового маневра, за счет которого правительство РФ намеревается дополнительно пополнить бюджет примерно на 170 миллиардов рублей суммарно за трехлетку. Помимо снижения экспортной пошлины на нефть и повышения НДПИ, запланировано и постепенное уменьшение пошлины на светлые нефтепродукты.

Новая формула НДПИ на газ учитывает многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче газа горючего природного.
Согласно закону, базовая ставка НДПИ составляет 35 рублей за 1 тысячу кубических метров горючего природного газа и 42 рубля за 1 тонну газового конденсата. При этом налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа или газового конденсата.
Согласно действующему законодательству, ставка НДПИ на газовый конденсат составляет 590 рублей за тонну на период с 1 января по 31 декабря 2013 года, 647 рублей — с 1 января по 31 декабря 2014 года, 679 рублей — с 1 января 2015 года за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Ставка НДПИ на газ составляет 582 рубля за тысячу кубометров с 1 января по 31 декабря 2013 года, 622 рубля — с 1 января 2014 года.

Документ содержит поправки в НК РФ, согласно которым с 1 июля 2014 года будут предоставляться льготы по НДПИ на газ при добыче в Красноярском крае и в туронских залежах. Льгота по НДПИ для Красноярского края вводится до 31 декабря 2033 года, льгота по туронским залежам вводится на 180 налоговых периодов (15 лет).

Документ содержит поправки в НК РФ, согласно которым с 1 июля 2014 года будут предоставляться льготы по НДПИ на газ при добыче в Красноярском крае и в туронских залежах. Льгота по НДПИ для Красноярского края вводится до 31 декабря 2033 года, льгота по туронским залежам вводится на 180 налоговых периодов (15 лет).

Поправки предусматривают, что ОАО "Газпром нефть" будет платить налоги как независимый производитель природного газа, что может снизить фискальное бремя для компании. "Газпром нефть" будет платить налоги как независимая компания, несмотря на то, что независимой не является формально, при добыче газа, например, пояснял ранее замминистра финансов Сергей Шаталов.
http://ria.ru/economy/20130925/965745707.html

27.09.2013
Рост цен на бензин в России может составить порядка 10-15% в 2014г. в результате налогового маневра, заявил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в интервью телеканалу "Россия-24". По его словам, рост будет обусловлен снижением экспортной пошлины и увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

"В подобных условиях нефтяникам необходимо компенсировать инвестиционную составляющую, что, безусловно, скажется на конечном потребителе", - объяснил В.Алекперов.

В свою очередь министр энергетики РФ Александр Новак в рамках инвестиционного форума в Сочи заявил, что рост цен на топливо в результате "налогового маневра" в нефтяной отрасли в 2014г. составит 5-6%. Он усомнился в том, что рост может быть больше, и отметил, что Минфин, который прогнозирует более существенное увеличение цен, учитывал в своих расчетах еще и рост акцизов в 2014г., а не только результаты налогового маневра.

Накануне заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Анатолий Голомолзин отметил, что рост цен на бензин в РФ в 2014г. ожидается на уровне инфляции.

Отвечая на вопрос о том, как "налоговый маневр" в нефтяной отрасли может повлиять на цены на топливо, А.Голомолзин отметил, что "прогнозировать возможное изменение цен на рынке в связи с принятыми решениями сложно, потому что это не единственный фактор, который влияет на динамику цен".

"К примеру, когда повышались акцизы в последние два года, так совпадало, что повышение акцизов приходилось на период, благоприятный для потребителей экономической ситуации. В этом смысле повышение акцизов не приводило к скачкообразному изменению цен. Только впоследствии, исходя из общих условий обращения нефтепродуктов на внутреннем рынке, цены следовали этой тенденции", - напомнил замглавы ФАС.

Он отметил, что в настоящее время нет серьезных оснований для того, чтобы прогнозировать резкие изменения цен на топливо. А.Голомолзин подчеркнул, что "общая тенденция, которая складывается в многолетнем разрезе" - изменение цен, близкое к темпам инфляции.

"Цены меняются, когда-то опережая, когда-то отставая от темпов инфляции, но в целом все-таки следуя рыночному тренду. Я полагаю, что такая ситуация и должна прогнозироваться в будущий период", - сказал замглавы ведомства.

25 сентября 2013г. Совет Федерации одобрил "налоговый маневр" для нефтяной отрасли, предусматривающий поэтапное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и снижение экспортной пошлины.
http://top.rbc.ru/economics/27/09/2013/879308.shtml


В результате "налогового маневра", предусматривающего рост ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и снижение экспортной пошлины, 64 проекта ОАО "Газпром нефть" с общим объемом добычи 1,5-2 млн т могут стать нерентабельными. Об этом сообщил журналистам генеральный директор ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков.

Глава компании отметил, что в результате маневра негативными окажутся и последствия для экономики в целом.
"Помимо того, что все компании получат допнагрузку, что, скорее всего, скажется на ухудшении финансовых показателей, первоначальная задача по наполнению бюджета может привести к тому, что части доходов, на которые рассчитывает Минфин РФ, недосчитаются, поскольку ряд проектов станет убыточным", - считает глава "Газпром нефти".

При этом А.Дюков отметил, что изменение налогообложения возможно "без ухудшения условий хозяйствования для нефтяных компаний" и он надеется на дальнейшее обсуждение принятых поправок.

Глава "Газпром нефти" подчеркнул, что при реализации мер "налогового маневра" следует обратить внимание на стимулирование производства бензина для внутреннего рынка.

"Необходимо стимулировать выпуск бензина. Для этого система налогообложения экспортной пошлины должна быть такой, чтобы нефтяникам было интересно строить мощности для увеличения выпуска бензина, а не дизтоплива", - считает глава "Газпром нефти". Сейчас, по его словам, складывается благоприятная ситуация для стимулирования выпуска дизтоплива, которое в РФ производится сверх необходимых потребностей внутреннего рынка.

Принятые поправки, вступающие в силу с 1 января 2014г., вносят изменения в Налоговый кодекс в части ставок НДПИ для нефти. Поправками устанавливается, что в 2014г. ставка составит 493 руб., в 2015г. - 530 руб., в 2016г. - 559 руб. за тонну нефти.

Принятые одновременно изменения в закон "О таможенном тарифе" предполагают снижение ставок экспортных пошлин на нефть в 2014г. с нынешних 60% до 59% (от разницы между сложившейся за месяц средней ценой нефти Urals и уровнем 182,5 долл./т), в 2015г. - до 57% и на 2016г. - до 55%.

Кроме того, согласно проекту бюджета на 2014-2016гг., планируется снижение ставки экспортных пошлин на светлые нефтепродукты (кроме бензина и нафты) с 66% ставки пошлины на нефть в 2013г. до 65% в 2014г., 63% - в 2015г., 61% - в 2016г.
http://www.oilru.com/news/382341/

http://www.biztass.ru/mainnews/id/1469
http://investcafe.ru/news/36539

"Повышение НДПИ, разумеется, негативно для всех компаний. В первую очередь для тех, у кого будет происходить рост объемов добычи в регионах не попадающих под льготное налогообложение. Можно предположить, что это будут прежде всего ЛУКОЙЛ и "Сургутнефтегаз". У "Газпром нефти" значительное число месторождений расположено в тех регионах, где действуют льготы. Месторождения "Роснефти в Восточной Сибири тоже по льготной системе налогообложения будут проходить. Рост налога на добычу в меньшей степени должен повлиять на "Башнефть", поскольку основные месторождения компании выработаны и на них действует понижающая ставка НДПИ.
Налоговый маневр будет особенно негативен для компаний, у которых возможности по добыче не дотягивают до того, чтобы обеспечить сырьем собственные перерабатывающие мощности. Такие компании вынуждены покрывать недостаток внутренними закупками, а цены на нефть на внутреннем рынке неизбежно вырастут после снижения экспортных пошлин
В первую очередь, здесь приходят на ум "Башнефть -0,13% и "Альянс", у которых объемы переработки выше, чем добыча нефти, и они покупают объемы нефти со стороны для процессинга.
Снижение пошлин на нефть и светлые нефтепродукты будет выгодно нефтекомпаниям, у которых большая доля переработки и производства светлых нефтепродуктов, например, "Газпром нефти. У них большой объем выпуска нефтепродуктов и, соответственно, запасы рентабельности за счет того, что должен произойти рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Если компаниям не дадут в достаточной мере отыграть увеличение (внутрироссийской - ред.) цены на нефть повышением цен на нефтепродукты в России - всем известно, что государство достаточно щепетильно относится к вопросу повышения цен на бензин, в частности, - то, в принципе, компании, безусловно, будут страдать от такого нововведения.
В целом налоговая нагрузка на компании не вырастет, но достаточно серьезно пострадает маржа нефтепереработчиков.
Если крупные нефтекомпании это могут как-то компенсировать за счет перераспределения потоков, а именно - больше продавать нефтепродуктов на экспорт, чем внутри страны, то такие компании, которые сильно зависят от внутренних цен и внутренних закупок, безусловно, окажутся в проигрышном положении.
С другой стороны, это будет происходить на фоне заморозки тарифов на транспортировку железнодорожным транспортом. Поскольку расходы на транспортировку составляют достаточно существенную часть в структуре стоимости бензина и дизтоплива, то эта мера снизит давление на цену топлива.
Правительство, стремясь увеличить поступления в бюджет от нефтяной отрасли, своими действиями создает предпосылки для роста цен на топливо на внутреннем рынке, который потом ему придется сдерживать, считают эксперты.
http://www.1prime.ru/oil/20130919/766621288.html

В настоящее расчет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты из России осуществляется по системе «60/66/90». Ставка экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицируется и рассчитывается с коэффициентом 0,66 (66%) ставки пошлины на нефть. Одновременно экспортная пошлина на нефть была снижена путем сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с 65% до действующих сейчас 60%. При этом коэффициент расчета ставки заградительной пошлины на бензины составляет 0,90 (90%).

«Налоговый маневр»: трансформация текущего режима «60-66» в «55-61» для российской нефтяной отрасли
http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus/$FILE/EY-Oil-and-Gas-Tax-Alert-October-2013-Rus.pdf