?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 January 2014 @ 09:00 am
journal.kurtukov.name: бензин в СССР и Германии во время Второй мировой войны  
Есть распространённое мнение, что в Красной армии положение с горючим в годы войны было лучше, чем в Вермахте. Всем памятны жалобы немецких генералов и партийных руководителей на проблемы с горючим, щедро рассыпаные по их мемуарам. По Красной армии ничего подобного с ходу на ум не приходит. Опять же, все знают, что у СССР было Баку, а потом ещё и “Второе Баку”. До войны там качали по 30 с гаком миллионов тонн в год. Во время войны добыча, конечно, упала, но даже в самый тяжёлый - 1943, - год не опустилась ниже 18 миллионов тонн.

У немцев с этим было заметно хуже. Самые богатые нефтяные поля, до которых они могли дотянуться лежали в Румынии. Там в 1940-43 гг. добывалось по пять с половиной миллионов тонн в год. Но только 60% добычи шло на экспорт, и отнюдь не только в Германию. В среднем Германия получала чуть меньше половины румынской нефти, правда в виде уже готовых нефтепродуктов. Ещё полтора-два миллиона тонн в год извлекалось из недр самой Германии, аннексированных и оккупированных ею территорий. В 1943-45 гг. нефть начала поступать из Венгрии - примерно по полмиллиона тонн в год. То есть, Германия в ходе войны располагала втрое меньшими объёмами нефти, чем СССР.

Однако, если посмотреть на то, чем располагали вооружённые силы то картина выходит совершенно иная. В подготовленном после войны докладе начальника тыла Красной армии приводятся такие данные по расходу горючего во время войны:

1941 - 1680 тыс.т (второе полугодие)
1942 - 2662 тыс.т
1943 - 3261 тыс.т
1944 - 3846 тыс.т
1945 - 1910 тыс.т (первые пять месяцев)
Тут, к сожалению, нет расхода горючего флотом и морской авиацией - данные только по Армии и ВВС. Но вряд ли флот даёт существенную прибавку. А вот расход горючего Вермахтом (тут расход флота включён):

1940 - 3005 тыс.т
1941 - 4567 тыс.т
1942 - 4410 тыс.т
1943 - 4762 тыс.т
Как видим, Вермахт получал даже несколько больше горючего, чем Красная армия. При том, что Германия располагала втрое меньшими объёмами нефти.

Отчего так? Ну, во-первых, конечно синтетика. Основную массу потребляемого бензина немцы получали из угля, гидрогенизацией и фишер-тропшем.

Во-вторых, структура нефтепереработки. Вот сравнительная табличка выработки горючего в СССР и Германии (по Германии - с импортом):



Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., М.:1990, сс.54-55
United States Strategic Bombing Survey
Промышленность Германии в период войны 1939-1945. М.:1956, сс.252-255.

Видно, что в СССР 45% нефти уходило в мазут. Ещё 20-25% выработки горючего составлял керосин, хоть в основном (90-95%) и тракторный, но всё равно почти непригодный для армейской техники. Бензин вместе с дизтопливом давал не более 30-35% (примерно 20-25% бензина и 8-10% дизтоплива).

Кроме собственного производства, СССР получал бензин ещё по импорту и по ленд-лизу.
Всего по ленд-лизу за 1941-1945гг. было поставлено 1,320 тыс.т. авиабензина и 834 тыс.т. лёгких бензиновых фракций, используемых в производстве авиационного топлива. Кроме того помимо ленд-лиза было поставлено 573 тыс.т. английского и канадского авиабензина. (все цифры поставок в “коротких” тоннах).
Возможно, бензин произведённый из импортных лёгких фракций уже включён в цифры советского производства. Кроме авиационного, было поставлено незначительное количество (267 тыс.т.) автомобильного бензина.
http://journal.kurtukov.name/?p=80

- - - - - -
"Фактическая сторона помощи по лендлизу", "Военно-исторический журнал", 1990,. к.и.н. П.С. Петров


Есть такой вид срача по поводу ленд-лиза. Много или мало, насколько ценного и как своевременно нам поставили американцы в ВОВ. Обычно в качестве аргументов там используются всякие перепевы, часто с заложенной идеологической составляющей. Поэтому для себя сохраню, типа первоисточник "Заключительный американский доклад о советском ленд-лизе".

ИМХО все же в поставках были важны не количество танков и самолетов, а то что СССР просто не имел или имел в ограниченных количествах. Да и даже что имел, потом многое пошло в ускоренный послевоенный рост, так восхищающий фанатов Сталина. Поскольку заработало после войны. 6 нефтеперерабатывающих заводов, завод по производству шин, энергетические мощности на 1.4 ГВт, сталелитейные заводы с производительностью 2.5 млн. тонн стали в год и многое и многое.


И еще одна ссылка http://lend-lease.airforce.ru/documents/index.htm
 
 
 
paidiev: begemotpaidiev on January 27th, 2014 07:48 am (UTC)
95% авиационного бензина из США. Форсированные аваиадвигатели с конца 1943 года без него просто работать не смогли бы.