iv_g (iv_g) wrote,
iv_g
iv_g

Categories:

journal.kurtukov.name: бензин в СССР и Германии во время Второй мировой войны

Есть распространённое мнение, что в Красной армии положение с горючим в годы войны было лучше, чем в Вермахте. Всем памятны жалобы немецких генералов и партийных руководителей на проблемы с горючим, щедро рассыпаные по их мемуарам. По Красной армии ничего подобного с ходу на ум не приходит. Опять же, все знают, что у СССР было Баку, а потом ещё и “Второе Баку”. До войны там качали по 30 с гаком миллионов тонн в год. Во время войны добыча, конечно, упала, но даже в самый тяжёлый - 1943, - год не опустилась ниже 18 миллионов тонн.

У немцев с этим было заметно хуже. Самые богатые нефтяные поля, до которых они могли дотянуться лежали в Румынии. Там в 1940-43 гг. добывалось по пять с половиной миллионов тонн в год. Но только 60% добычи шло на экспорт, и отнюдь не только в Германию. В среднем Германия получала чуть меньше половины румынской нефти, правда в виде уже готовых нефтепродуктов. Ещё полтора-два миллиона тонн в год извлекалось из недр самой Германии, аннексированных и оккупированных ею территорий. В 1943-45 гг. нефть начала поступать из Венгрии - примерно по полмиллиона тонн в год. То есть, Германия в ходе войны располагала втрое меньшими объёмами нефти, чем СССР.

Однако, если посмотреть на то, чем располагали вооружённые силы то картина выходит совершенно иная. В подготовленном после войны докладе начальника тыла Красной армии приводятся такие данные по расходу горючего во время войны:

1941 - 1680 тыс.т (второе полугодие)
1942 - 2662 тыс.т
1943 - 3261 тыс.т
1944 - 3846 тыс.т
1945 - 1910 тыс.т (первые пять месяцев)
Тут, к сожалению, нет расхода горючего флотом и морской авиацией - данные только по Армии и ВВС. Но вряд ли флот даёт существенную прибавку. А вот расход горючего Вермахтом (тут расход флота включён):

1940 - 3005 тыс.т
1941 - 4567 тыс.т
1942 - 4410 тыс.т
1943 - 4762 тыс.т
Как видим, Вермахт получал даже несколько больше горючего, чем Красная армия. При том, что Германия располагала втрое меньшими объёмами нефти.

Отчего так? Ну, во-первых, конечно синтетика. Основную массу потребляемого бензина немцы получали из угля, гидрогенизацией и фишер-тропшем.

Во-вторых, структура нефтепереработки. Вот сравнительная табличка выработки горючего в СССР и Германии (по Германии - с импортом):



Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., М.:1990, сс.54-55
United States Strategic Bombing Survey
Промышленность Германии в период войны 1939-1945. М.:1956, сс.252-255.

Видно, что в СССР 45% нефти уходило в мазут. Ещё 20-25% выработки горючего составлял керосин, хоть в основном (90-95%) и тракторный, но всё равно почти непригодный для армейской техники. Бензин вместе с дизтопливом давал не более 30-35% (примерно 20-25% бензина и 8-10% дизтоплива).

Кроме собственного производства, СССР получал бензин ещё по импорту и по ленд-лизу.
Всего по ленд-лизу за 1941-1945гг. было поставлено 1,320 тыс.т. авиабензина и 834 тыс.т. лёгких бензиновых фракций, используемых в производстве авиационного топлива. Кроме того помимо ленд-лиза было поставлено 573 тыс.т. английского и канадского авиабензина. (все цифры поставок в “коротких” тоннах).
Возможно, бензин произведённый из импортных лёгких фракций уже включён в цифры советского производства. Кроме авиационного, было поставлено незначительное количество (267 тыс.т.) автомобильного бензина.
http://journal.kurtukov.name/?p=80

- - - - - -
"Фактическая сторона помощи по лендлизу", "Военно-исторический журнал", 1990,. к.и.н. П.С. Петров


Есть такой вид срача по поводу ленд-лиза. Много или мало, насколько ценного и как своевременно нам поставили американцы в ВОВ. Обычно в качестве аргументов там используются всякие перепевы, часто с заложенной идеологической составляющей. Поэтому для себя сохраню, типа первоисточник "Заключительный американский доклад о советском ленд-лизе".

ИМХО все же в поставках были важны не количество танков и самолетов, а то что СССР просто не имел или имел в ограниченных количествах. Да и даже что имел, потом многое пошло в ускоренный послевоенный рост, так восхищающий фанатов Сталина. Поскольку заработало после войны. 6 нефтеперерабатывающих заводов, завод по производству шин, энергетические мощности на 1.4 ГВт, сталелитейные заводы с производительностью 2.5 млн. тонн стали в год и многое и многое.


И еще одна ссылка http://lend-lease.airforce.ru/documents/index.htm
Tags: Германия, СССР, СССР УВ, США, война, история, рейтинги, торговля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments